Функционирование бюджетных организаций во многом специфично. Свои особенности имеет и бухгалтерский учет. Он регулируется общими и профильными нормативно-правовыми актами. В бюджетных организациях применяется сложная система кодировки счетов. Давайте рассмотрим учетную специфику таких учреждений, ключевые нюансы бухучета.
Кто получает бюджетное финансирование?
Бюджетными принято считать организации, созданные государством. Функционировать они могут на федеральном, региональном уровнях. Основные понятия по учреждениям закреплены ФЗ №7 (12.01.1996), регулирующим работу некоммерческих организаций.
Согласно указанному документу, государственные организации бывают казенными, бюджетными, автономными. Первые создаются для выполнения государственных функций и используют в качестве источника финансирования бюджетную смету. Деятельность таких организаций регулируется преимущественно Бюджетным кодексом. Автономные и бюджетные учреждения работают в сферах медицины, образования, науки, социальной защиты населения, культуры, физического воспитания, спорта и т.п. Они получают финансирование в виде субсидий (БК РФ, ст. 78.1).
Рассмотрим специфику бухгалтерского учета бюджетных и автономных организаций
Основные требования к бухучету
Бюджетные организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет в соответствии с требованиями ФЗ №402 (06.12.2011) в актуальной редакции. В число основных требований к бухучету входят:
- Обязательное формирование учетной политики, ведение учета в соответствии с ее положениями.
- Регистрация экономических событий в бухгалтерской первичке с последующим занесением данных из нее в регистры учета.
- Периодический пересчет активов и обязательств.
- Регистрация данных учета в национальной валюте.
- Составление и сдача отчетности в контролирующие структуры.
- Создание системы внутреннего контроля.
Что касается плана счетов, он для бюджетных организаций является единым. Инструкция по формированию общего плана счетов утверждена Минфином в 2010 году (приказ №157н). Дополнительно для каждой категории государственных организаций существует частный план счетов. Бюджетные учреждения пользуются планом, утвержденным приказом Минфина №174н (16.12.2010), автономные – документом, утвержденным приказом №183н (23.12.2010).
Стандартный план счетов организации, финансируемой из бюджета, содержит 5 разделов:
1. Нефинансовые активы.
2. Финансовые активы.
3. Обязательства.
4. Финансовый результат.
5. Санкционирование расходов.
Первый и последний имеют особенности, отличающие бухучет бюджетной организации от классического.
Специфика разделов плана счетов
В нефинансовые активы бюджетной организации входят основные средства, НМА, расходы, вложения в нефинансовые активы, амортизация, производственные запасы, готовая продукция, товары, непроизведенные активы. Новой для бухгалтера, знакомого только с классическим бухучетом, является последняя составляющая. Непроизведенные активы не являются результатами производства. К данной категории относят землю, ресурсы недр и т.п. В учете такие активы отражаются по первоначальной стоимости (за исключением земли). Земля оценивается по кадастровой стоимости.
Финансовые активы бюджетной организации учитываются точно так же, как в коммерческой. В данный раздел плана счетов входят вложения в финансовые активы, авансы контрагентам, работникам, дебиторская задолженность, финансовые вложения (покупка ценных бумаг, вклады в уставный капитал других организаций и т.п.), денежные средства.
В разделе «Обязательства» бухгалтеру бюджетной организации следует отражать кредиторскую задолженность. Сюда входят недоимки по налогам, социальным выплатам, непогашенные финансовые обязательства перед другими организациями, долги за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары, кредитная задолженность.
Раздел «Финансовый результат» практически идентичен таковому в плане счетов внебюджетной организации.
«Санкционирование расходов» – специфический раздел, актуальный для госучреждений. Он отражает получение субсидирования, лимиты обязательств и их использование, планируемые доходы, расходы.
Также следует отметить использование бухгалтерией бюджетного учреждения 30 забалансовых счетов. Принцип их ведения идентичен таковому в коммерческой организации. Допускается открытие дополнительных забалансовых счетов. Использоваться они могут для отражения объектов, которые на балансе числиться не должны. К числу таких объектов относятся гарантии, награды, имущество, не находящееся в оперативном управлении, и многое другое.
Первичные документы
Особого внимания заслуживает и бюджетная бухгалтерская первичка. Оформление первичными документами любых операций, которые проводит организация, – стандартное требование. Что касается видов первички, здесь есть некоторые особенности.
В бюджетных организациях применяются унифицированные формы классов 03 и 05 (всего более 40 форм) из Общероссийского классификатора управленческих документов. Среди них есть первичные документы, качество которых должно контролироваться специалистами бухгалтерии особенно тщательно. Это формы, подтверждающие кассовые операции, имеющие отношение к зарплатному учету, учету материальных объектов.
Отчетность бюджетной организации
Учреждения, получающие бюджетное финансирование, как и другие налогоплательщики, обязаны отчитываться по результатам финансово-хозяйственной деятельности. Помимо основной отчетности такие структуры сдают отчеты о движении денежных средств, об исполнении бюджета. Часто информацию, указанную в отчетных формах, нужно уточнять. Бухгалтерией бюджетной организации для этого формируется пояснительная записка. Отсутствие последней в пакете отчетных документов – скорее исключение, чем правило.
Для уточнения отдельных моментов, цифр, особенностей деятельности бюджетной организации контролирующая структура может затребовать дополнительные документы (балансовые ведомости, декларации, расчеты и т.п.). Субсидиант и налогоплательщик обязан представить их в установленные сроки.
Три задачи эффективного учета
Бухучет в бюджетной организации должен быть полноценным, систематическим и качественным. В противном случае не избежать претензий со стороны контролирующих структур, негативных юридических и финансовых последствий.
Оптимальный учет эффективно решает 3 задачи:
1. Формирует корректные, максимально полные сведения по операциям в соответствии с нормами действующего законодательства.
2. Обеспечивает внутренних, внешних пользователей достоверными сведениями о финансово-хозяйственной деятельности организации.
3. Предотвращает риск снижения финансовых результатов деятельности компании по результатам налоговых и других проверок, обеспечивает выявление финансовых резервов.
Специфика и сложность бухучета в бюджетных структурах требует грамотного подхода к формированию штата бухгалтерии.
Количество показов: 3097
Теги данной публикации: бухучетбюджетные организации