Как восстановить бухгалтерский учет — Компания Бухгалтер.рф
Бухгалтерские услуги
БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПО ОТРАСЛЯМ
АУТСОРСИНГ ПО КАТЕГОРИЯМ
ОТДЕЛ ВЭД
АУДИТ
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Юридические услуги
РЕГИСТРАЦИЯ КОМПАНИИ
РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
ЛИЦЕНЗИИ
ПОДГОТОВКА ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
ЛИКВИДАЦИЯ КОМПАНИИ
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
РАЗНОЕ

Наши услуги

стрелка вниз

Как восстановить учет?

31 Октябрь 2021
Бухгалтерский учет в компании решает несколько задач. Он обеспечивает руководство и других заинтересованных лиц достоверной информацией о финансовом положении дел. Также он обеспечивает взаимодействие с контрагентами на уровне представления данных для привлечения инвестиций, получения кредитов, подтверждения платежеспособности и т.п. И, самое главное, бухучет обеспечивает легальность работы (соответствие транзакций нормам действующего законодательства, корректный расчет налогов, своевременное представление отчетности контролирующим структурам).
Если бухучет ведется несистематически, с перерывами или, если ответственные лица проявляют непрофессионализм, халатно, указанные выше задачи не решаются или решаются неправильно. Выход в таком случае один – восстановление бухгалтерского учета. Разобраться в этом непростом процессе вам поможет этот чек-лист.
1.    Что такое восстановление учета?
Восстановление – комплекс мероприятий по приведению бухгалтерского учета в соответствие нормам действующего законодательства, исправлению ошибок, уточнению отчетности.

2.    Как можно восстановить учет?
Бухучет восстанавливается полностью или частично. Первый вариант подойдет, если учет не велся какое-то время, бухгалтер ушел и забрал базу, утеряна большая часть первичных документов, в отчетности раз за разом ФНС выявляет ошибки.
Локальное восстановление актуально, если проблемы возникли с конкретным сектором. Например, можно восстановить отдельно зарплатный или налоговый учет, подтянуть инвентаризацию или расчеты с контрагентами.

3.    С чего начинается восстановление бухучета?
Восстановление начинается с анализа текущего состояния учета. Он проводится для того, чтобы выяснить:
актуальный период восстановления;
перечень утерянных или некорректных документов;
есть ли ошибки в базе и отчетах;
какие сектора учета нужно восстанавливать в первую очередь.

4.    Какие операции попадают под восстановление?
Все, по которым не хватает первичных документов или документы оформлены некорректно. Например, нет накладной от контрагента при поступлении товаров, в счете-фактуре не выделен НДС, а компания является плательщиком налога, нет акта оказанных услуг или принятых работ, не сформирована платежная ведомость при выдаче зарплаты и т.п.

5.    Как понять, чего не хватает в учете?
Проще всего выявить проблемы, если есть бухгалтерская база и нет бумажных первичных документов. Проверка перед восстановлением будет небыстрой и скрупулезной. Она включает последовательную распечатку базы и сверку бумажных документов. Недостающая первичка запрашивается у контрагентов.

6.    Что делать, если учет вообще не велся или информация утрачена безвозвратно?
Восстановление учета с так называемой нулевой точки (если он не велся, если нет ни бумажных документов, ни электронной базы) предусматривает проведение сверок с контрагентами. На основе полученных актов запрашиваются недостающие документы. И уже на основе первички формируется электронная база.

7.    Можно ли обойтись без сверок и инвентаризации?
Нет! Как правило, восстановление бухгалтерского учета начинается с инвентаризации ОС, материальных запасов, активов, обязательств. Следующим этапом является сверка с контрагентами, внебюджетными фондами и налоговой.

8.    Как восстанавливать первичку?
Восстановление исходящих первичных документов выполняется путем их повторного создания. Входящие приходится запрашивать у контрагентов. Последние могут предоставлять копии или дубликаты.

9.    Какие документы можно восстановить?
Восстанавливаются первичные бухгалтерские документы (счета, накладные, акты и т.п.), договоры с контрагентами, документы по конкретным сделкам, декларации и другие формы отчетности.

10.   Документы восстановлены, что дальше?
После восстановления первичных документов необходимо создать на их основе учетные регистры. Если регистры были созданы ранее, рекомендуется их проверить.

11.   Зачем нужна повторная сверка?
Когда первичные бумажные документы, учетные регистры, бухгалтерская база восстановлены, проводится повторная сверка с контрагентами и бюджетом. Необходима она для выявления и своевременного исправления ошибок в восстановленном учете. Пренебрежение контрольной сверкой чревато проблемами в будущем. Оставшиеся незамеченными ошибки могут существенно влиять на расчетные показатели.

12.   Чем заканчивается восстановление бухучета?
Итоговым документом при восстановлении бухгалтерского учета является уточненная налоговая декларация. Как правило, при ее формировании обнаруживаются недоимки по налогам. Закрытие долгов перед бюджетом – финальная стадия восстановления учета.

13.   Как восстанавливать давно заброшенный учет?
Бухучет всегда восстанавливается в хронологическом порядке: от ранних периодов к поздним.

14.   Что делать, если первичку восстановить невозможно?
С восстановлением документов обычно не возникает проблем, если все контрагенты налогоплательщика являются действующими. Если компания ликвидирована, запросить копии и дубликаты документов не получится. В таком случае налоги за конкретный период пересчитываются без учета сделок с ликвидированным контрагентом. По результатам восстановления учета формируются и сдаются уточненные декларации.

15.   Как быть с учетом после пожара, потопа и т.п.?
Если имели место обстоятельства непреодолимой силы, чрезвычайные ситуации и утерянные первичные документы восстановить невозможно, об этом следует незамедлительно уведомить контролирующие структуры. Причем одного уведомления будет недостаточно. В качестве подтверждающих документов необходимо использовать справки и акты, оформленные соответствующими службами (МЧС, пожарным надзором, например).

16.   Как доказать, что все меры по восстановлению первички были приняты?
Восстановление первичных документов предполагает активные действия налогоплательщика. Будьте готовы подтвердить отправку запросов, проведение сверок, переписку с контрагентами, их правопреемниками и представителями.

17.   Как восстанавливать информацию по безналичным расчетам?
Для утерянных платежек и выписок необходимо обратиться в обслуживающий банк. Получение копий первичных документов позволит установить проведение безналичных расчетов и восстановить исполненные операции.

18.   Как восстанавливать кассовые чеки?
Восстановление чеков актуально, если собственность налогоплательщиком была приобретена за наличные. За копиями чеков придется обращаться к продавцам. Если чеки восстановить не удается, с подтверждением расходов возникнут проблемы.

19.   Как восстанавливать отчетность?
Отчетность восстанавливается на основе первичных документов, результатов проведенных сверок и данных, внесенных в электронную базу. Восстановлению подлежат расчеты, балансы, декларации. Если отчетность сдавалась в контролирующие структуры, можно обратиться к ним с запросом на предоставление копий. Правда, почти всегда получение такого запроса – повод обратить на налогоплательщика особое внимание.

20.   Можно не восстанавливать, а начать заново?
Если учет какое-то время не велся, оставить все как есть и начать новый учет с момента возобновления деятельности не получится. Такие действия квалифицируются как грубое нарушение, за которое предусмотрен штраф по КоАП (ст. 15.11) и дисквалификация. Отсутствие первичных документов и бухгалтерской отчетности может стоить 5000–20000 рублей. И сейчас речь только об административной ответственности.
А есть еще ответственность за уклонение от уплаты налогов и нарушение ведения налогового учета. Максимальный штраф достигает полумиллиона рублей. Также за отдельные налоговые нарушения предусмотрена уголовная ответственность.

21.   Чем некорректный учет вредит бизнесу?
Не восстанавливать учет, а просто начать заново вредно для бизнеса. Отсутствие у руководства актуальной информации о финансовом состоянии фирмы – благодатная почва для мошенничества и воровства. Кроме того, неизбежны конфликты с контрагентами и покупателями. Если учет не восстановлен, невозможно четко понять, кто, кому и сколько должен.

22.   От чего зависит цена восстановления учета?
На стоимость работ по восстановлению бухгалтерского и налогового учета влияет несколько факторов. Во-первых, период восстановления. Чем дольше учет не велся, тем дороже обойдутся услуги специалистов.
Во-вторых, объем работ. И здесь речь не только о количестве утерянных данных и документов. Имеет значение и количество контрагентов, с которыми предстоит делать сверку взаиморасчетов. Численность сотрудников тоже берется в расчет.
В-третьих, налоговый режим. Дороже всего обходится восстановление на ОСНО.
Также имеет значение наличие нестандартных, сложных операций (ВЭД, взаимозачеты, займы, аффилированные лица и т.п.).

23.   Если меняется статус компании, надо восстанавливать учет?
Изменение статуса налогоплательщика – повод для восстановления учета. Но процедура будет отличаться от той, которая предусмотрена при отсутствии учета как такового или выявлении в нем серьезных ошибок.
Если меняется масштаб бизнеса, например, малое предприятие превышает лимит по выручке и теряет право на упрощенный учет и отчетность, восстановление предусматривает пересмотр учетных регистров с начала года в целях составления годовой отчетности стандартного образца.
Если меняется налоговый режим, например, с УСН «Доходы» на ОСНО, восстановление предусматривает проверку налогового учета доходов и организацию учета расходов в целях расчета и уплаты налога на прибыль.

24.   Можно ли восстановить учет своими силами?
Силами штатной бухгалтерии учет восстановить, теоретически, можно. Многие так и поступают, желая сэкономить. Но следует учитывать один важный момент: бухгалтерия, которая допустила серьезные ошибки при ведении учета, вряд ли справится с трудоемким процессом их исправления. Восстанавливать учет сложнее, чем вести.

25.   Риски самостоятельного восстановления
Восстановление бухучета своими силами сопряжено с тремя основными рисками: потерей времени (процесс может сильно затянуться), потерей денег (чем дольше учет ведется некорректно, тем больше штрафов и доначислений) и сокрытием злоупотреблений. На последнем стоит остановиться отдельно. Как думаете, бухгалтер, намеренно исказивший данные бухучета в корыстных целях, поспешит исправлять ошибки и признаваться в злоупотреблении? А впрочем, вам решать, кому доверять восстановление учета.

26.   Кто может восстановить учет?
Специфика и риски восстановления бухучета своими силами рассмотрены выше. Кроме штатной бухгалтерии, к восстановлению можно привлечь профильного аутсорсера. И это оптимальное решение, если вы хотите получить независимую оценку состояния учета и качественный результат.

27.   Когда актуально срочное восстановление бухучета?
С бухучетом давно проблемы, но восстановление раз за разом откладывалось? Время пришло провести процедуру, если:
Компания попадает под обязательный аудит и срок проверки подходит.
В перспективе возможна выездная налоговая проверка.
В компании сменилось руководство, изменился стиль управления, контроля.
Нужно максимально снизить риски ареста банковских счетов.

28.   Как быстро можно восстановить учет?
Сроки индивидуальны и зависят от периода бухгалтерского простоя, объема предстоящих работ, специфики деятельности компании. В среднем квартальный пробел в учете можно восстановить за пару недель. Если учет не велся год или велся несистематически, времени потребуется больше – до 2-3 месяцев.

29.   Восстанавливать учет или ликвидировать компанию?
Считается, что бизнес с запущенным учетом проще закрыть. На самом деле без решения задач в области бухучета не обойдется в том и другом случае. Ликвидация невозможна без проведения сверок, составления ликвидационного (предварительного и окончательного) баланса. К тому же закрытие бизнеса не отменяет неисполненных налоговых и прочих обязательств.
Запущенный бухучет – не повод закрывать компанию. Ошибки можно исправить, первичку – восстановить и с налоговой рассчитаться по долгам, отчетности.

30.   Как избежать проблем в будущем?
Чтобы восстановленный бухгалтерский учет не скатился снова, не допускайте:
выполнения всего объема работ одним специалистом (особенно это касается налогоплательщиков на ОСНО, УСН «доходы минус расходы»);
пробелов в бухгалтерском, налоговом учете (даже на неделю-две);
сотрудничества с непрофильными специалистами (если бухучет ведет администратор или кадровик, это не экономия, а путь в никуда);
ведения учета на коленке (автоматизация – это не только удобно, но и выгодно, безопасно).
  Подведем итоги. Вести учет проще и дешевле сразу корректно и грамотно. За его отсутствие предусмотрены штрафы, дисквалификация и даже уголовная ответственность. При недостоверном учете невозможно эффективно управлять бизнесом, а значит, неизбежны финансовые потери и упущенная прибыль.
Чем позже обнаружены ошибки и проблемы, тем дороже обойдется восстановление. Чем дольше учет не велся и чем больше масштаб катастрофы (например, утеряна и база, и первичка), тем сложнее справиться с восстановлением самостоятельно.

Количество показов: 1991

Теги данной публикации: бухгалтериябухучет



Читать все статьи категории «Чек-листы в учете»

Остались вопросы?

Заполните форму ниже и мы вам перезвоним в течении 5 минут

Ваши данные не будут переданы третьим лицам

Хотите узнать цену?

Заполните форму ниже и мы вам перезвоним в течении 5 минут

Ваши данные не будут переданы третьим лицам