Если аптека осуществляет только розничную продажу лекарств, учет аналогичен таковому в обычном магазине. Сложностей организации и ведению бухгалтерии добавляют прокат изделий медицинского назначения, изготовление лекарство по рецепту (по сути, производственный компонент), работа с веществами, требующими особого контроля.
Бухгалтерский учет в аптеке может быть централизованным, децентрализованным, смешанным. Первый актуален для предприятий, находящихся на балансе вышестоящих организаций. Централизованный учет предусматривает оформление первичной документации, регистрацию данных в специальных программах и накопительных ведомостях, от журнала розничного оборота до кассовой книги. Ведение учетной работы осуществляется в соответствии с утвержденной Минздравом инструкцией. Результаты финансово-хозяйственной деятельности такой аптеки отражаются в балансе вышестоящей организации.
Аптеки, являющиеся самостоятельными субъектами предпринимательства, организовывают и ведут децентрализованный учет. Они имеют расчетные счета, составляют и сдают бухгалтерский баланс, налоговые декларации и другие отчетные формы.
Смешанный учет актуален для аптечных сетей. Централизованная организация ведет полноценную бухгалтерию. Ее подразделения оформляют первичку, вносят данные в книги, журналы и электронные базы. Результаты финансов-хозяйственной деятельности сети отражаются в балансе централизованной организации. Она же сдает актуальную отчетность по каждому налоговому периоду.
Реализация готовых лекарственных средств аптекой может осуществляться оптом, в розницу. Отражение продаж розничным покупателям в учете осуществляется в денежном выражении согласно данным контрольно-кассовой техники. Лечебно-профилактическим учреждениям, другим аптекам организация поставляет товары по требованиям-накладным
Если аптека реализует лекарства оптом, ведется журнал оптового учета расчетов с покупателями. Сверка расчетов проводится ежемесячно. По ее результатам составляется оборотная ведомость. Особенности имеет и учет реализации лекарство по льготным, бесплатным рецептам. Такие продажи отображаются в сводном реестре соответствующей формы. Также обязательным является товарный отчет он составляется материально ответственными лицами, бухгалтерами аптеки. Приходная часть отчета содержит данные о поступлении лекарств и других ТМЦ. Также в документе фигурирует дооценка тары, другие операции. Лекарства в учете должны быть отражены по покупной или продажной стоимости. Вспомогательные материалы и тара – тоже. Метод учета закрепляется в учетной политике.
Расходная часть товарного отчета служит для отражения суммы реализации. При ее определении проводится сверка с данными фискальных накопителей кассовых аппаратов.
Отражаются операции с лекарствами, которые для аптеки являются товаром, на счете 41. Если учет ведется по продажной цене, начисленную торговую наценку отражают на счете 42. Важно учитывать ограничения по торговой наценке, актуальные для аптек. Если товары получены от оптового поставщика, максимальная наценка – 25%. При закупке лекарств у производителя аптека может использовать 35% торговую наценку. В обоих случаях наценка рассчитывается от цены поставщика без НДС.
Общий учет (основных средств, активов, обязательств) осуществляется в аптеке согласно действующим ПБУ. Инвентаризация проводится в порядке и сроки, установленные законодательством. Принципы учета применяются общие, а методы закрепляются в учетной политике.
Начинается бухучет в аптеке с формирования регистров и счетов, профильного документооборота. Формы документов могут использоваться стандартизованные и произвольные (если это допускается действующим законодательством).
Эффективная организация учета в аптеке – полдела. Большое значение имеет формат работы специалистов с первичными документами, данными и сведениями. Бухгалтер аптеки, прежде всего, должен правильно отражать в учете финансово-хозяйственные, торговые, производственные операции. Также для получения достоверных данных о состоянии организации не обойтись без документального контроля за сохранностью ТМЦ, денежных средств на счетах.
Особое внимание при ведении учета следует обращать на законность и целесообразность расходов. Их несоответствие утвержденным сметам и нормам может приводить к учетным ошибкам, доначислению налогов и другим финансовым последствиям.
Аптека может использовать общий и специальные режимы налогообложения. Чаще всего организации работают на ОСНО и УСН. В первом случае аптека является плательщиком налога на прибыль, НДС, других актуальных налогов (имущественного, транспортного и т.д.). Особое внимание бухгалтеру организации стоит обратить на НДС.
Специфика налогообложения определяется видами деятельности аптеки. Так, например, операции по продаже комиссионных товаров НДС не облагаются. Но освобождение предоставляется при соблюдении обязательных условий, указанных в ст.156 НК. Аптеке, осуществляющей продажу комиссионных медицинских изделий и техники, не обойтись без пообъектной аналитики принимаемых на комиссию товаров.
Реализация лекарственных препаратов облагается НДС по льготной ставке 10%. Данная норма закреплена НК РФ (ст. 164). Одновременно с лекарствами аптека может реализовывать косметику, пищевые добавки, другие товары, не попадающие под льготное налогообложение. Для них используется стандартная ставка 20%. Также организация может осуществлять необлагаемые НДС операции. Ведение раздельного учета в данном случае обязательно. Его рациональная организация предусматривает использование субсчетов к счетам 41 и 42. Аналогичные субсчета открываются к счету 90 для отображения операций по продажам.
Отчетность в аптеке формируется в порядке и сроки, установленные НК. Организация на ОСНО отчитывается по всем актуальным налогам. Также аптека, являющаяся работодателем и налоговым агентом, сдает сведения о среднесписочной численности, СЗВ-М, СЗВ-стаж, РСВ, формы, отражающие исчисление и удержание НДФЛ.
Сложность организации и ведения учета в аптечном бизнесе обуславливается совмещением видов деятельности, большой номенклатурой товаров. Как избежать ошибок, минимизировать риск штрафов за сдачу некорректной отчетности или несвоевременную отправку деклараций в ИФНС, фонды? Передайте бухучет на аутсорсинг. Это позволит оптимизировать затраты на содержание профильного штата, передать на внешнее управление основные учетные операции и ответственность за качество реализации бухгалтерских функций.
Заявка отправлена! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Заявка отправлена! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!