Бухучет, налогообложение в строительных организациях строятся на общих принципах, но имеют свою специфику.
Последняя обусловливается:
Бухгалтерский, налоговый учет в строительстве требует наличия соответствующей нормативной базы. Основными документами являются:
Грамотно составленная учетная политика позволяет учесть в целях бухучета, налогообложения не только специфику деятельности строительной компании, выступающей инвестором, заказчиком либо подрядчиком, но и специфику отрасли в целом.
Организовывается учет на основе общепринятых принципов. Для отражения проводок используются стандартные счета. Но этим дело не ограничивается. Бухучет строительной организации имеет ряд нюансов. Они связаны со спецификой деятельности в соответствующем секторе рынка.
Современные строительные организации, выступающие инвесторами, заказчиками, подрядчиками (или совмещающие позиции), нередко сталкиваются с необходимостью решения нетипичных и не самых простых задач. Многие компании вынуждены:
Все это усложняет бухгалтерский учет. Очевидно, что для четкой фиксации финансово-хозяйственных фактов, получения достоверных данных о результатах деятельности компании необходима грамотная организация и профессиональное ведение учета. Обеспечить то и другое может:
У многих строительных организаций строящиеся объекты находятся в разных регионах. Для решения актуальных задач на местах в таких случаях создаются
обособленные подразделения. Они регистрируются по месту нахождения стройплощадок, обязательно ставятся на налоговый учет. По завершении строительства обособленное подразделение закрывается, снимается с учета.
Каждое подразделение является отдельной учетной единицей. Соответственно, на местах должна формироваться бухгалтерская первичка согласно специфике учета хозяйственных операций. Важным является обеспечение не только ведения непрерывного учета и грамотного оформления первичных документов, но и своевременной их передачи в головную строительную организацию. В противном случае адекватное отражение данных в общем учете, своевременная сдача отчетности в налоговую и другие контролирующие структуры – под вопросом.
То, что первичная документация в строительной организации должна оформляться в соответствии с нормативными требованиями, понятно. И для этого имеется полный набор стандартизованных форм. Строительными компаниями используются унифицированные формы журналов учета выполненных работ, актов выполненных работ, справки о стоимости работ, акты о сдаче в эксплуатацию и т.п.
Но стандартного набора первички не всегда бывает достаточно. По отдельным операциям строительные компании могут использовать дополнительные, самостоятельно разработанные формы. К ним предъявляется ряд требований. Основное – оформление в соответствии с нормами, указанными в ФЗ «О бухучете».
Большинство строительных компаний стремятся максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Данная задача решается еще на этапе разработки учетной политики. Стремление к сближению учетов понятно. Это позволяет немного упростить решение операционных задач.
Но сближение налогового и бухгалтерского учета далеко не всегда рационально с точки зрения оптимизации налогообложения. На предмет оптимизации не лишним будет проконсультироваться со специалистами.
Порядок учета расходов определяется учетной политикой строительной компании. Специфика этого учета определяется статусом организации и направлением ее деятельности.
Инвесторы учитывают расходы на строительство как вложения в необоротные активы. В бухучете затраты отражаются на счете 08. Когда строительство заканчивается, устанавливаются права собственности на объект, его стоимость должна быть списана.
Подрядчики учитывают затраты согласно ПБУ. Основанием для принятия их к учету выступает соответствующий договор или контракт. Отражаются затраты в составе незавершенного производства.
От строительной организации как от налогоплательщика требуется строгое соблюдение действующего законодательства. Это невозможно без грамотной организации налогового учета. На первый план при этом выходит экономическая обоснованность расходов. Особое внимание в рамках налогового учета субъектам строительного бизнеса следует обращать на документальное обоснование расходов. Пробелы в последнем нередко становятся причиной проблем с налоговиками. В зоне риска – каждая компания, вне зависимости от того, получает ли она субсидии, дотации, используется средства бюджета, инвесторов юрлиц или дольщиков.
Организовывать и вести налоговый учет строительной компании необходимо так,
чтобы оставались прозрачными схемы формирования резервов, алгоритм формирования налогооблагаемой базы по каждому виду налогов, сборов, способы определения расходов, доходов, определение величины налоговых обязательств на актуальную дату, механизмы распределения расходов, их переноса на другой налоговый период. Еще один важный момент касается налогового учета НДС. Если строительная организация ведет одновременно налогооблагаемые и не облагаемые налогом виды деятельности, учет должен быть раздельным. В противном случае опции налоговой оптимизации для субъекта предпринимательства будут недоступны.
Учет и налогообложение в строительстве требуют особого внимания со стороны налогоплательщика. В рискованном бизнесе крайне важна рационализация затрат. Хотите оптимизировать налоги и снизить вероятность штрафов? Доверяйте организацию, ведение учета специалистам!
Спасибо!
Вы успешно подписались на выбранные рассылки
Спасибо!
Заявка отправлена! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Спасибо!
Заявка отправлена! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!