Чтобы облегчить международное торговое взаимодействие в 1936 году Международная промышленная палата создала правила взаимных отношений между зарубежными продавцом и покупателем.
Что такое Инкотермс и для чего он нужен?
Цель правил Инкотермс – исключить неверное толкование логистических терминов, уменьшить трудности перевода при заключении сделок, ясно обозначить ответственность покупателя и продавца при транспортировке.
Основные условия, которые определяет Инкотермс:
Место, где проходит процесс передачи товара от продавца к покупателю.
-
Момент распределения рисков при утрате, повреждении груза.
-
Разграничение обязанностей по страхованию груза, погрузку и разгрузку, расходов, связанных с таможенным оформлением при вывозе и ввозе в другую страну.
В 2021 году по статистике Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ причиной самого частогр предмета исков по международной торговле была – поставка товара (71%). Правила Инкотермс призваны помочь избежать дорогостоящих ошибок для всех участников ВЭД, ведь каждая страна имеет свое торговое право, которое отлично от правил другой страны.
Важно понимать, что Инкотермс:
-
не заменяет порядок и законы, которые действуют в разных странах. Например, в России Инкотермс носит рекомендательный характер;
-
не определяет вопросов по распределению уплаты налогов;
-
не прописывает правила перехода прав собственности на груз;
-
не регулирует обеспечение качества поставляемого товара.
Все эти пункты должны быть определены и согласованы сторонами в контракте.
Пример. В России декларировать груз имеет право только та компания, которая зарегистрирована на территории РФ. Поэтому таможенное оформление импорта происходит силами российского покупателя и лицензированного таможенного брокера. Следовательно, использование правила, при котором абсолютно вся ответственность лежит на продавце (DDP), для российского покупателя осуществить маловероятно.
Кем и как часто меняется Инкотермс?
Инкотермс регулярно обновляется и улучшается рабочей группой экспертов и практикующих юристов Международной торговой палаты (ICC). После первой опубликованной Инкотермс-1936 вышла улучшенная ее редакция в 1953 году. После вносились изменения в этот свод правил в 1953, 1967 и 1976 годах. Далее новая редакция выпускается каждые 10 лет, начиная с 1980 года.
С введением в Инкотермс 2020 можно ознакомиться на сайте ICC Russia и там же заказать двуязычный русско-английский официальный вариант публикации.
Официальный перевод на русский язык осуществляет Российский национальный комитет Международной торговой палаты – Всемирной организации бизнеса (ICC Russia).
Какой Инкотермс необходимо использовать в 2022 году?
Инкотермс 2020 – последнее обновление правил, которое действует в 2022 году и будет актуально на протяжении текущего десятилетия, до 2030 года. Следующая редакция правил Инкотермс будет в 2029 году.
Хотя Международная промышленная палата и рекомендует использовать последнюю версию правил, стороны договора вправе использовать более ранние версии Инкотермс. Главное – указать выбранную версию в договоре.
Как правильно прописать правила Инкотермс в договорных документах?
Запись правила Инкотермс состоит из трех частей: базиса, места передачи груза и редакции Инкотермс. Например, в контракте можно встретить условия поставки FCA Mumbai India (Incoterms 2020).
Базис FCA (Free Carrier – «франко-перевозчик») означает, что индийскому продавцу необходимо оформить таможенную декларацию в стране вывоза и загрузить продукцию в транспорт покупателя или перевозчика, которого нанял покупатель. Таможенное оформление в стране покупателя и затраты по перевозке лежат на покупателе.
Место передачи груза Mumbai India – прописывается после базиса на английском языке. Это может быть как город, так и аэропорт, порт. Место можно дополнить сокращенным названием международного морского порта или аэропорта. Например, запись правил поставки с передачей груза в порту Гонконга будет выглядеть так: FOB Hong Kong HK HKG (Incoterms 2020), где HK HKG – это код порта в Гонконге.
Редакция Incoterms 2020 указывает, правила Инкотермс какого года действуют на данную поставку. Разрешается использовать прошлые версии, главное – указать верную редакцию в документах.
Каждое правило Инкотермс 2020 содержит два раздела по десять статей:
-
A1 / B1 Общие обязанности;
-
A2 / B2: Поставка;
-
A3 / B3: Переход рисков;
-
A4 / B4: Перевозка;
-
A5 / B5: Страхование;
-
A6 / B6: Перевозка и транспортные документы;
-
A7 / B7: Таможенное оформление экспорта / импорта;
-
A8 / B8: Проверка / упаковка / маркировка;
-
A9 / B9: Распределение расходов;
-
A10 / B10: Уведомления.
В графе «А» устанавливаются обязательства продавца, в графе «В» – покупателя.
Какие базисы Инкотермс бывают и в чем их отличие?
Базисы распределены на четыре группы, обозначаются трех буквенными аббревиатурами. Первая буква определяет момент и место перехода обязательств от продавца к покупателю.
Группа Е (отгрузка) включает код EXW.
EXW – «Ex Works – Франко завод». Всегда употребляется в связке с местонахождением поставщика. Например, EXW Shanghai. Базис действует для любого вида транспорта.
Фактически это «самовывоз» со склада покупателя. По нему все риски переходят к покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика.
Покупателю необходимо:
-
загрузить товар у продавца;
-
сделать таможенное оформление в стране отправителя и в своей;
-
доставить груз на свой склад.
Продавцу необходимо:
-
подготовить груз на своем складе.
Это самый «невыгодный» базис для покупателя – на его плечи ложатся все риски и расходы по доставке, растаможке. Продавец, напротив, не обременен обязательствами. Его задача – известить о готовности продукции и открыть двери склада.
Базис EXW удобен покупателю лишь в случае, если покупатель забирает несколько грузов у разных продавцов, а затем консолидирует для перевозки.
Группа F (Основная перевозка оплачена покупателем) – включает в себя FCA, FAS и FOB.
Основное отличие группы – продавец сам делает таможенное оформление в своей стране. Транспортировка и растаможка – обязанность покупателя.
FCA – «Free Carrier – Франко перевозчик».
FCA – наиболее распространенный базис в зарубежной торговле. Около 40% всех международных сделок заключаются, взяв его за основу.
Покупателю необходимо:
-
дать продавцу информацию о транспортном средстве;
-
доставить за свой счет товар в свою страну;
-
сделать таможенное оформление при ввозе.
Продавцу необходимо:
-
оформить экспортную декларацию;
-
загрузить продукцию в транспорт покупателя.
Недостатки базиса поставки FCA:
-
возможные трудности при оформлении экспортной декларации, так как информация о перевозчике находится у покупателя;
-
трудности, касаемые возврата НДС;
-
риски возникновения форс-мажоров для покупателя во время транспортировки.
Преимущества базиса поставки FCA:
-
возможность консолидировать несколько поставок от разных продавцов;
-
уменьшить расходы на транспортировку, так как перевозчика можно выбрать самостоятельно.
FAS – «Free Alongside Ship – Свободно вдоль борта судна».
FAS относится к категории водных (морских) базисов Инкотермс. Он редко применяется, так как продавцу необходимо поставить контейнер у конкретного судна в порту. Часто это сделать затруднительно: судно может опоздать, а хранение контейнера в терминале обычно стоит не дешево.
Базис FAS обычно используется для тяжелой техники и грузов, которые перевозят навалом или в таре.
Риски переходят в порту в момент размещения товара вдоль борта судна.
Продавцу необходимо:
-
доставить товар от склада до судна;
-
оформить экспортную декларацию;
-
разместить товарную партию рядом с судном, которое указал покупатель.
Покупателю необходимо:
-
зафрахтовать судно;
-
информировать продавца о дате и времени доставки к борту судна;
-
погрузить на судно товар;
-
перевезти морем и разгрузить товар с судна;
-
отвезти на таможенный СВХ;
-
растаможить товар.
Недостатки базиса поставки FAS:
-
нельзя доставить товар в порт, пока нет судна;
Преимущества базиса поставки FAS:
-
возможность контроля погрузки для покупателя;
-
возможность проверки качества товара перед загрузкой.
FOB – «Free on Board – свободно на борту».
FOB используется для не контейнерных морских перевозок и внутреннего водного транспорта.
Основное отличие FOB от FAS – продавец должен разместить товар на борту судна, которое нанял покупатель в определенном порту отгрузки.
Риски от продавца к покупателю переходят после того как весь груз расположится на борту корабля. Этот факт фиксируется отметкой о приеме в коносаменте.
Продавцу необходимо:
-
оформить таможенные документы на экспорт;
-
доставить и разместить груз на корабле.
Покупателю необходимо:
-
доставить груз в порт;
-
выгрузить товар и доставить до таможни;
-
растаможить товар.
Группа С (Основная перевозка оплачена продавцом) – включает в себя CFR, CIF, CPT и CIP.
CFR – «Cost and Freight – Стоимость и фрахт».
Товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки). Используется для не контейнерных морского и речного транспорта. Риски случайной гибели груза переходят от покупателя к продавцу после загрузки товара на судно.
Продавцу необходимо:
-
оформить таможенные документы для экспорта;
-
доставить груз в порт и погрузить на судно;
-
оплатить фрахт судна и транспортировать до порта покупателя (без страхования).
Покупателю необходимо:
-
застраховать груз;
-
выгрузить товар в своем порту;
-
оформить таможенные документы на импорт;
-
доставить и разгрузить в конечном пункте назначения.
Недостатки базиса поставки CFR:
-
не используется для контейнерных поставок;
-
для покупателя: обязанность взять все риски по транспортировке на себя до того, как груз прибудет порт;
-
для продавца: необходимость уплаты фрахта и получения коносамента до получения оплаты за товар.
Преимущества базиса поставки CFR:
-
для покупателя: подходит для оплаты по банковскому аккредитиву;
-
для продавца: в транспортном документе (коносамент) указывается продавец, так как именно он загружает товар на судно.
CPT – «Carriage Paid To – Перевозка оплачена до (место назначения)». Применяется для любого транспорта. Переход рисков на покупателя происходит после передачи груза перевозчику. За доставку до покупателя платит продавец, но транспортных рисков он не несет.
Продавцу необходимо:
-
сделать таможенное оформление экспорта;
-
доставить товар до места, указанного покупателем.
Покупателю необходимо:
-
застраховать груз;
-
сделать таможенное оформление импорта;
-
доставить до своего склада после растаможки.
Недостатки базиса поставки CPT:
-
для покупателя: риск потери груза, который все еще на территории продавца;
-
для продавца: доп затраты при авиадоставке товара. По этому базису продавец не должен платить за выгрузку товаров у покупателя. Но обычно стоимость разгрузке уже заложена в авиатарифе.
Преимущества базиса поставки CPT:
-
для покупателя: подходит для оплаты по банковскому аккредитиву;
-
для продавца: если продавец ежедневно отгружает значительные объемы товаров, то он выберет более оптимального перевозчика и может легко управлять загрузкой.
CIP – «Carriage and Insurance Paid to – Перевозка и страхование оплачены до».
Применяется для любого транспорта. Базис похож на CPT, кроме того, что продавцу необходимо застраховать товар на время транспортировки. Основываясь на CIP Инкотермс 2020 страховая сумма должна быть не менее 110% от суммы контракта, по которому проходит перевозка. Продавцу необходимо передать покупателю страховой договор и страховой полис.
Продавцу необходимо:
-
сделать таможенное оформление экспорта;
-
застраховать груз на период транспортировки;
-
доставить груз до покупателя.
Покупателю необходимо:
-
сделать таможенное оформление импорта;
-
разгрузить товар на складе.
Недостатки базиса поставки CIP:
для покупателя: риски от продавца переходят после передачи груза перевозчику, о котором покупатель может ничего не знать.
Преимущества базиса поставки CIP:
-
для покупателя: подходит для оплаты по банковскому аккредитиву;
-
для продавца: если продавец ежедневно отгружает значительные объемы товаров, то он выберет более оптимального перевозчика и может эффективно управлять загрузкой.
CIF – «Cost Insurance and Freight – Стоимость, страхование и фрахт».
Аналогичен базису CFR – используется для не контейнерных морского и речного транспорта, кроме того, что продавцу необходимо застраховать товар на время транспортировки. Риски случайной гибели груза переходят от покупателя к продавцу после загрузки товара на судно.
Продавцу необходимо:
-
оформить экспортную декларацию;
-
застраховать груз на период транспортировки;
-
погрузить товар на судно и доставить до порта покупателя.
Покупателю необходимо:
-
разгрузить товар в порту;
-
сделать таможенное оформление импорта;
-
доставить до склада.
Недостатки базиса поставки CIF:
-
не подходит для контейнерных перевозок;
-
используется только для морской и речной перевозки;
Преимущества базиса поставки CIF:
-
для покупателя: продавец страхует риски по транспортировке груза;
-
для продавца: в транспортном документе (коносамент) указывается продавец, так как именно он загружает товар на судно.
Группа D (Доставка) – включает в себя DAP, DPU, DDP.
Основное отличие группы – все риски и расходы, которые связаны с доставкой товара до покупателя несет продавец.
DAP – «Delivered at Place – Поставка в месте назначения».
Применяется для любого транспорта, хотя чаще используется для автомобильного. Согласно условиям DAP продавец несет все риски пока покупатель не получит товар.
Продавцу необходимо:
-
оформить экспортную декларацию;
-
предоставить покупателю необходимые таможенные документы по экспорту;
-
доставить товар в указанное место назначения.
Покупателю необходимо:
-
оформить декларацию на импорт;
-
разгрузить товар у себя на складе.
Недостатки базиса поставки DAP:
-
не подходит для оплаты по аккредитиву;
-
не подходит для мультимодальных перевозок;
-
для морских перевозок: пустой контейнер должен быть возвращен за счет продавца на терминал к перевозчику;
-
для продавца: риски на всем пути следования.
Преимущества базиса поставки DAP:
-
для покупателя: минимум рисков при доставке;
-
для продавца: если при импортном оформлении произойдет задержка и груз не будет доставлен в срок, то все издержки за опоздание возьмет на себя покупатель.
DPU – «Delivered at Place Unloaded – Доставка до места выгрузки».
Применяется для любого транспорта. Аналогичен с DAP кроме того, что продавец должен доставить груз до указанного места и разгрузить его. Это единственный базис, где разгрузка товара – зона ответственности продавца. Его целесообразно применять при небольших отправлениях курьером, когда груз передается сразу в руки получателю.
Продавцу необходимо:
-
оформить экспортную декларацию;
-
предоставить покупателю необходимые таможенные документы по экспорту;
-
доставить товар в указанное место назначения;
-
разгрузить товар.
Покупателю необходимо:
-
оформить импортную декларацию.
Недостатки базиса поставки DPU:
-
для продавца: риск порчи груза при разгрузке на складе получателя;
-
для покупателя: оплата необходимых доп сборов, пошлин, простоя автотранспорта при задержке импортного выпуска товара.
Преимущества базиса поставки DPU:
-
для покупателя: минимум рисков при доставке.
DDP – «Delivered Duty Paid - Поставка с оплатой пошлин».
Базис является полной противоположностью EXW – почти все условия по доставке и таможенному оформлению в обеих странах берет на себя продавец.
Продавцу необходимо:
-
оформить экспортную и импортную декларации;
-
доставить груз до места, указанного покупателем.
Покупателю необходимо:
-
разгрузить товар в указанном пункте выгрузки.
Недостатки базиса поставки DDP:
-
все расходы и ответственность лежат на продавце;
-
при оформлении импортной декларации необходимо быть зарегистрированным в стране импортера, как официальное юридическое лицо;
-
продавцу невозможно возместить все пошлины и НДС, который ему придется заплатить;
Преимущества базиса поставки DPU:
-
для покупателя: минимум рисков при доставке.
Чем Инкотермс 2010 отличается от Инкотермс 2020?
Основные изменения Инкотермс 2020:
1. Условия поставки DAT (Delivered at Terminal /Доставка на терминале) изменен на базис поставки DPU (Delivered Named Place Unloaded/Доставка на место выгрузки). Нововведение дает возможность сторонам сделки определить любое место для поставки товара, без привязки к определенному терминалу.
2. Изменения в базисе поставки FCA. Основные корректировки в данном случае коснулись морского фрахта. Стороны договора могут договориться и указать в контракте тот факт, что покупатель обязует своего перевозчика обеспечить продавца коносаментом с бортовой записью. Этот документ необходим банку, который выдает аккредитив.
3. Изменение уровня страхового покрытия по базису CIP. Из двух базисов поставки, которые предусматривают страхование груза продавцом CIF и CIP изменения коснулись CIF. Теперь сумма страховки должна составлять не менее 110% от стоимости поставляемой партии товара.
4. Введена возможность перевозки собственным транспортом для базисов: FCA, DAP, DPU, DDT. При желании разрешается не привлекать сторонние транспортные компании, а использовать для перевозок свой транспорт.
5. Изменение к требованиям безопасности по перевозке. Безопасность усилили статьями А4/В4 и А7/В7.
А4/В4 «Перевозка» – продавцу до пункта доставки груза нужно соблюдать все правила перевозки, связанные с транспортом.
А7/В7 «Таможенное оформление экспорта / импорта» – требует от продавца соблюдения всех норм, которые касаются экспорта. Продавцу необходимо обеспечить покупателя всеми необходимым документами для импортного таможенного оформления.
6. Добавлены «Примечания для пользователей». Их задача помочь потенциальным участникам ВЭД разобраться в терминологии Инкотермс, уберечь от неверного выбора условий поставки и защитить в случае возникновения споров.
Как базисные условия Инкотермс влияют на таможенную стоимость товара ?
Те, кто только начинает вести ВЭД могут удивиться, увидев несоответствие сумм таможенной стоимости в инвойсе и декларации. Она различается. Причина – влияние выбранных условий поставки. Именно в них определено, кто будет оплачивать перевозку, страховку, загрузку и разгрузку. А эти расходы влияют на итоговую таможенную стоимость.
Пример. Компания из Самары подписала с китайским поставщиком из Шанхая контракт на поставку телевизоров на сумму 100 тыс. долл. США.
Расходы по доставке от продавца до покупателя составили 5 тыс. долл.США, включая 60 тыс. рублей по доставке внутри РФ.
Затраты на погрузку товара до границы РФ – 900 долл.США, на территории РФ – 20 тыс. рублей.
Затраты на разгрузку внутри РФ – 20 тыс. рублей.
Затраты на экспортное оформление составили 500 долл. США.
Затраты на страховой полис – 1200 долл.США. Курс доллара – 60 рублей.
Определим таможенные стоимости для базисов EXW Shanghai и CIP Samara.
1. EXW Shanghai: Таможенная стоимость = сумма сделки + погрузка + экспортное оформление + перевозка до границы РФ (с вычетом стоимости перевозки по территории РФ) + страховка.
EXW Shanghai = 100 000*60 + 900*60 + 500*60 +(5000*60 – 60 000)+1200*60 = 6 000 000 + 54 000 + 30 000 + 240 000 + 72 000 = 6 396 000 рублей.
2. CIP Samara: Таможенная стоимость = сумма сделки – перевозка по РФ.
CIP Samara = 100 000*60 – 60 000 = 5 940 000 рублей.
Следовательно, итоговая разница таможенной стоимости по одной и той же сделке составит 456 000 рублей.
Поэтому сторонам необходимо внимательно рассчитывать и выбирать подходящие условия поставки.
Какой базис лучше выбрать поставщику?
Самый безопасный базис для экспортера – это EXW. Ему не нужно заниматься таможенным оформлением, транспортировкой. Основные обязанности отправителя – подготовить груз, документы, упаковать и предоставить доступ к загрузке продукции.
Внимание! Если экспортер из России, то ему придется выбрать другой базис (например, FCA), так как пройти таможню на вывоз могут только резиденты РФ или члены стран ЕАЭС.
Для морской перевозки самым оптимальным будет базис FOB. В этом случае в обязанности продавца входит таможенное оформление в стране отправителя и отгрузка товара покупателю.
Какой базис лучше выбрать покупателю?
Тем, кто только начинает свой путь в международной торговле при поставке импорта лучше использовать базис из группы D: DAP и DPU. Скорее всего это увеличит стоимость продукции, так как затраты экспортера на доставку повлияют на конечную цену. Зато этот выбор убережет от основных рисков при доставке. Необходимо будет только растаможить груз своими силами.
Для импортеров, которые давно занимаются перевозкой и растаможкой грузов, знают как сэкономить на доставке и избежать таможенных рисков подходят базисы EXW, FCA, FAS, FOB.
Если для сделки планируется получение кредита, то лучше выбрать базис D – банки охотнее дают заем, когда все сопутствующие расходы уже включены в общую стоимость.
Какие ошибки чаще всего допускают при выборе термина Инкотермс?
Несмотря на то, что терминология Инкотермс разработана с учетом максимального понимания всеми сторонами ВЭД, ошибки случаются. Неверно выбранные условия поставок могут принести бизнесу не только материальные убытки, но и удар по репутации.
Вот самые распространенные ошибки:
-
В контракте и других отгрузочных документах указываются разные базисы поставки. Например, если в контракте указан CIP, а в инвойсах EXW – может возникнуть сложность с формированием таможенной стоимости.
-
Убежденность сторон сделки в том, что условия Инкотермс могут заменить основной контракт купли-продажи. Это заблуждение. Только условия договора могут определить – в какой из звеньев цепочки поставок происходит переход права собственности на товар.
-
Выбирается «морской» базис и в нем указывается место, которое не имеет порт. Или используется неподходящий базис для ж/д доставки или автомобильной перевозки.
-
Не указывается или указывается нечеткое местоположение: порт, станция, город.
-
Не обозначается редакция Инкотермс.
Как базис поставки Инкотермс может повлиять на налогообложение?
Несмотря на то, что условия Инкотермс не могут напрямую влиять на НДС, неверное толкование и использование базиса поставки может добавить участникам ВЭД налоговых проблем.
1. Одна из основных претензий инспекции – у участника ВЭД нет подтвержденного факта экспорта для применения 0% ставки НДС.
Налоговые органы могут отказать в применении налоговой ставки 0% по НДС экспортеру, если стороны используются базисы EXW или FCA, ссылаясь на то, что место перехода товара, рисков, а значит и права собственности является РФ.
На основании статей 147 НК РФ и 146 НК РФ любой товар, который реализуется на территории РФ становится объектом налогообложения НДС. Если этот товар вывозится за территорию Таможенного союза с соблюдением правил статьи 165 НК РФ на него должна распространяться налоговая ставка 0%.
Поэтому, чтобы избежать претензий со стороны ФНС, необходимо в международном контракте четко определить место перехода права собственности на экспортируемый товар.
2. Вторая причина отказа подтверждения нулевой ставки – отсутствие у продавца подтверждающих транспортировку за рубеж документов (статья 165 НК РФ).
При использовании EXW или FCA заказ транспорта и вывоз товара осуществляется покупателем, поэтому у продавца может не оказаться товаросопроводительных документов.
Следовательно, для подтверждения нулевой ставки НДС документы по перевозке придется запросить у покупателя. Этот пункт можно прописать в контракте, определив какой именно документ нужно будет отправить продавцу.
3. Еще один камень преткновения с налоговиками может быть при подтверждении обоснованности расходов. Например, налогоплательщик понес расходы, которые, согласно условиям Инкотермс возложены на другого участника сделки.
4. Проблема может возникнуть и у импортера. Например, при базисе поставки DDT покупатель-налогоплательщик не сможет возместить уплаченный при ввозе поставщиком НДС. Согласно статье 171 п.2 НК РФ налоговый вычет предоставляется только налогоплательщикам. В случае использования базиса DDТ таможенное оформление и уплату пошлин, НДС осуществляет продавец. В итоге российский импортер имеет завышенную таможенную стоимость товара. Также сумма контракта из-за уплаченного в таможню налога увеличивается.
Этого можно избежать, если внести в контракт пункт, по которому уплата импортного НДС вменяется импортеру.
Какие виды страхования для международных перевозок бывают?
Страховка за международную перевозку поможет вернуть страхователю полностью или частично средства за утраченный или поврежденный груз в процессе транспортировки.
Кто именно должен страховать груз – покупатель или продавец указывается в контракте купли-продажи с использованием терминологии Инкотермс.
К примеру, если выбраны базисы CIP или CIF, то страхователем будет продавец, при базисе FCA – покупатель.
CIP и CIF предусматривают страхование с минимальным покрытием рисков. Часто этого бывает достаточно, но если поставляется хрупкий груз или ценное оборудование, то страховать лучше на условиях «от всех рисков».
Договор может различаться по срокам действия и быть:
-
на конкретную перевозку;
-
на конкретный период времени.
Последний вид рационально выбирать при постоянных перевозках однотипного товара.
Страхование международных грузов бывает:
-
Полное – покрывает все риски, обязательные к возмещению и прописанные в международном праве.
-
Частичное – состоит из ограниченного перечня рисков.
Важно! Существует перечень грузов, которые необходимо согласовывать с госструктурами и получать соответствующее разрешение на международный транзит. В эту категорию груза входят: оружие, валюта, животные, предметы искусства, драгоценности, растения и проч.
Какие пункты необходимо указать при составлении страхового соглашения:
-
объект страхования;
-
условия, которые описывают страховые случаи и риски;
-
стоимость соглашения (обычно равна общей цене товара);
-
период действия соглашения;
-
алгоритм действий сторон при возникновении страхового случая;
-
последствия неисполнения возложенных обязательств;
-
перечень оснований для отказа в выплате возмещения.
Часто задаваемые вопросы
Не аннулирует. Допустимо использовать любую версию, главное указать это в документах.
Указаны ли в Инкотермс правила перехода права собственности на груз?
Нет. В Инкотермс не включены правила перехода права собственности от продавца к покупателю, а также не прописаны последствия неисполнения обязательств сторонами по контракту. Данные правила прописываются в международном договоре.
Чем руководствоваться, если договор противоречит правилам Инкотермс?
При расхождении условий контракта и включенного в него базиса поставки по Инкотермс приоритет будут иметь условия контракта. Суд будет рассматривать в первую очередь договор, если между сторонами возникнет спор касаемо условий контракта с учетом выбранного базиса.
Какие базисы Инкотермс действуют при доставке морем ?
Существуют 4 «морских» базиса:
-
FAS и FOB – груз доставляет покупатель;
-
CFR и CIF – груз доставляет продавец.
При морском фрахте нужно учитывать следующие возможные расходы и сборы:
-
за обеспечение безопасности в порту;
-
за выпуск коносамента;
-
за дезинфекцию (фумигацию);
-
топливную надбавку (BAF - Bunker Adjustment Factor);
-
валютную поправку – (CAF – Currency adjustment factor) и др.
Весь список дополнительных расходов в порту можно посмотреть тут.
В каких документах необходимо прописывать базис Инкотермс?
Как минимум в трех документах по международной сделке должны быть указаны одинаковые условия поставки: в контракте, в инвойсе и таможенной декларации. Случается, что по одному контракту действуют разные базисы. Тогда такую оговорку необходимо прописать в контракте: условия поставки на каждую отправку определены в спецификации или в инвойсе.
Что такое CMR-страхование в международной перевозке?
CMR-страхование – это добровольное страхование ответственности автоперевозчика. Страховая компания возместит ущерб только в случае, если виновником повреждения был сам перевозчик (это еще нужно доказать). Например, при следующих случаях:
-
если доставка пришла с опозданием и груз испортился;
-
если груз повредился или полностью разрушился при транспортировке;
-
если груз испортился из-за долгого простоя при таможенном оформлении;
-
если груз был выдан не доверенному лицу.
Если вины перевозчика нет или она не доказана, то страховка выплачиваться не будет. Например, если автомобиль попал в ДТП, случился пожар или машину ограбили.
Также страховку не выплатят, если:
-
груз перевозился с нарушенной упаковкой;
-
товар был отправлен с повреждениями;
-
транспорт, который перевозил груз, был в технически неисправном состоянии. Или использовался транспорт, который не был указан в страховом полисе.
Договор CMR-страхования вступает в силу с даты, указанной в страховом полисе и действует в течение года, при отсутствии претензий у сторон и нарушений положений договора. Ответственность перевозчика начинается с момента принятия им груза от отправителя или грузовладельца, продолжается до факта сдачи груза получателю и распространяется на все территории, указанные в маршруте перевозки в страховом полисе.
Что влияет на сумму страхования груза?
На расчет страховой стоимости влияют:
-
Характер груза. Страховщики запрашивают техническое описание, код ТН ВЭД. Чем больше хрупкость груза, тем выше страховая сумма.
-
Вид транспортного средства. Авиадоставка считается самой надежной – страховка на нее будет самая низкая. Автоперевозки имеют самый большой риск порчи или утраты груза во время поставки.
-
Маршрут следования. Значительно влияет на стоимость страховки: перевозить груз по Европе намного безопаснее, чем, к примеру, по Зимбабве.
При составлении договора в расчет страховой премии могут приниматься такие факторы, как политическая обстановка, рельеф местности, наличие франшизы и регулярность предоставления услуг.
Количество показов: 2899
Теги данной публикации: #Отдел ВЭДВЭД
Комментарии
Тут пока нет комментариев. Будьте первыми!