Выход на международный рынок для 53% предпринимателей кажется неподъемной задачей из-за плохой доступности информации о внешних рынках и потенциальных партнерах, сложности расчета налогов и еще целого ряда факторов.
Большая цель кажется сложной ровно до того момента, пока она не разделена на задачи и подзадачи. Задача «выйти на внешний рынок» - кажется недостижимой. Но если разобрать ее на части, то получится:
- Проанализировать спрос на продукцию в разных странах.
- Провести анализ конкурентов в своей стране и в стране сбыта.
- Изучить правила сертификации и регистрации товара.
- Посчитать налоговую и административную нагрузку.
- Понять сроки таможенного оформления и размеры пошлин.
- Провести анализ транспортных компаний.
- Посчитать модель проекта.
- Найти потенциальных покупателей и поставщиков.
- Заключить контракты.
Уже не так сложно, верно? Каждую из этих задач можно разложить на подзадачи. Например, первую можно начать с поиска консультанта. Мы же разложим по полочкам четвертый пункт и немного коснемся пятого, седьмого и девятого.
Внешнеторговый контракт
Обычно такой договор составляется на двух языках одновременно, например, на русском и английском. При торговле со странами – членами ЕАЭС (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) часто составляют только на русском языке. Для нашей страны важно, чтобы родной язык присутствовал или в самом контракте или был его заверенный нотариусом перевод.Для каждого типа договора Гражданским кодексом Российской Федерации установлены обязательные условия, которые нужно прописать. Их будет проверять банк, может проверить налоговая, и, в случае возникновения споров, суд. Для внешнеторгового контракта есть и свои особенные пункты, они не являются обязательными, но, исходя из практики, лучше про них не забывать.
Самое важное, что должно быть в торговом контракте:
- Вид, дата и место заключения, номер.
- Предмет (что продаем).
- Количество.
- Сроки и способ поставки.
- Общая стоимость, валюта, сроки и порядок оплаты.
- Порядок приема-передачи.
- Момент перехода рисков и права собственности.
- Ответственность сторон.
- Применимое право.
- Форс-мажор
- Дата завершения исполнения обязательств.
- Реквизиты сторон.
Некоторые договоры нужно будет поставить на учет в банке. Ниже в табличке критерии постановки на учет:
Критерий |
Характеристики |
Стороны |
Резидент и нерезидент |
Предмет |
Экспорт/импорт товаров |
Выполнение работ/услуг, передача прав |
|
Аренда/лизинг недвижимого и/или движимого имущества |
|
Сумма |
Экспорт ≥ 6 млн. руб. (в эквиваленте) |
Импорт ≥ 3 млн. руб. (в эквиваленте) |
Если контракт не попадает под учет, в отдел валютного контроля нужно будет сообщать только сведения о валютной операции для проведения платежа в иностранной валюте.
Допустим, предприниматель Андрей давно занимается бизнесом и продает матрешки. Дела идут хорошо, и Андрей стал смотреть в сторону других стран. Его бабушка была родом из Польши, поэтому наш бизнесмен поддался ностальгии и решил рассмотреть в первую очередь эту страну. Поставил задачу отделу продаж, и оказалось, что спрос на матрешки в Польше хороший, рынок не перенасыщен и есть точки роста. К тому же, документы на товар получить не так сложно – нужно только подтвердить, что матрешки безопасны и соответствуют стандартам качества. Пока разбирались с сертификацией, отдел продаж искал покупателей и нашелся партнер, который готов купить пробную партию матрешек на условиях частичной предоплаты и обеспечить их дальнейшую продажу.
Итак, составим для Андрея контракт:
Партнер говорит по-русски, и переведет контракт самостоятельно. Определим тип (поставка) дату заключения, место и присвоим номер.
Дата – не просто цифра, от нее отсчитывается срок постановки договора в банк на учет. Если контракт попадает под контроль, то поставить его на учет нужно не позднее 15 дней после подписания.
Первая партия включает 1 000 шт. матрешек по 500 руб. (в эквиваленте). Это наш пункт 2 и 3.
Андрей уже нашел транспортную компанию, которая привезет товар партнеру. Срок поставки будет 30 дней с момента первого платежа. Такая точка отсчета удобнее, потому что обе стороны уже будут иметь на руках подписанный контракт, а Андрей получит первые деньги в качестве подтверждения серьезности намерений партнера.
Андрей берет на себя все расходы на доставку, но таможенную очистку со стороны Польши будет осуществлять партнер. Так гораздо проще – Андрею не придется разбираться досконально в чужом законодательстве, а риски перейдут к партнеру в момент пересечения границы.
Чтобы подробно не прописывать все нюансы перехода рисков, укажем правило Инкотермс со ссылкой на год.
Incoterms – это принятые во всем мире правила, которые регламентируют права и обязанности сторон, переход рисков и отнесение расходов. Достаточно указать правило и год (они периодически меняются), и стороны будут руководствоваться этими положениями.
Например, Андрею подходит правило DAP (Incoterms. 2020).
! Очень важно понимать, что Incoterms регулируют только переход рисков, а не права собственности, поэтому такой переход нужно прописывать в договоре отдельно. Это важно не только для понимания статуса лица, но и для учета НДС. Особенно не любят упоминать право собственности иностранные поставщики, поэтому нужно обязательно обращать внимание на этот пункт в контракте. Например, при покупке комплектующих и доставке их морем, право собственности по умолчанию переходит уже при получении коносамента (транспортного документа на груз). То есть, вы уже на момент погрузки товара в порту на судно становитесь его владельцем.
Андрей посчитал себестоимость партии с учетом всех расходов, и первый платеж будет примерно равен этой величине. Таким образом, в случае возникновения проблем по оплате с партнером, он не получит прибыль, но и не понесет убытки.
Вторую часть партнер будет оплачивать через 30 дней после поставки, срок оплаты тоже обязательно укажем в договоре.
Право собственности будет переходить с момента поставки товара. В Incoterms оно называется место назначения. Его важно точно определить, чтобы не возникало споров. Например, это таможенный терминал по определенному адресу.
Любая обязанность стороны по договору должна соотноситься с ответственностью. Например, партнер отвечает за приемку матрешек и своевременную оплату, а Андрей – за перевозку и качество.
Как показал 2020 год, форс-мажор – тоже не просто пункт в договоре. Важно определить, что относится к такому обстоятельству, а что – нет. Например, отсутствие денег из-за низкого спроса не может быть форс-мажором, а вот запрет продаж из-за пандемии – да, но не во всех случаях. А еще важно подкрепить наличие таких обстоятельств документом и решить, что и в какие сроки делать в случае их наступления.
Определим срок завершения всех обязательств. Например, поставить и оплатить нужно до 1 июля 2021 года. Это важно не только потому, что банк контролирует исполнение всех обязательств по договору, но и в случае возникновения споров.
Есть обязанность по репатриации валюты. Это означает, например, что при продаже матрешек, Андрей обязан обеспечить их полную оплату в сроки по договору. За нарушение сроков банк может оштрафовать на сумму от 5 до 30% от суммы не зачисленных на счет денег, поэтому в ситуации, когда покупатель задерживает оплату, лучше заранее заключить соглашение об изменении сроков платежей.
Репатриацию планируют постепенно отменить к 2024 году, сейчас это требование не распространяется на некоторые контракты, заключенные в валюте РФ.
Последнее, но не менее важное, что нужно определить – применимое право. Это значит, что договором может быть предусмотрено, в соответствии с законодательством какой страны будет разрешаться спор, если он возникнет. Если мы укажем в договоре право Российской Федерации, то Андрею не придется ехать в Польшу в случае возникновения разногласий, а польский суд признает решение российского.
Теперь у Андрея есть заключенный контракт с партнером, осталось дождаться первой части оплаты и можно отгружать товар.
В следующей части разберем как платить НДС, а Андрей повезет свои матрешки уже в Казахстан.
Количество показов: 2208
Теги данной публикации: #Отдел ВЭДвэдотраслевая школа учёта