Бухгалтерское дело с началом петровской эпохи попало в зону турбулентности. Великий государь был преобразователем по духу. Свое имя в истории он вписал, в том числе глобальными реформами. Дело было в начале XVIII века.
Считается, что именно во времена Петра Великого в нашем великом и могучем языке появилось слово «бухгалтер». Впервые термин появился на страницах правительственной газеты «Ведомости о военных и иных делах» в 1710 году. Борцы за чистоту языка тут же предложили государю альтернативу – слово «книгодержатель» (хранитель учетной книги). Но отечественный термин не прижился. По сей день на ниве дебета и кредита трудятся бухгалтеры, а не книгодержатели.
Учет и контроль – дело государственное
Петровские реформы коснулись бухгалтерии по полной. О том, как организовывать учет, было издано несколько государственных актов. Первый вышел в январе 1714. Его положения стали обязательными для бухгалтерии государственного аппарата и промышленных предприятий. Суть акта сводилась к трем требованиям: своевременности учетной записи, ежедневному ведению приходно-расходных книг, строгому персональному подчинению ответственных лиц.
В апреле 1722 года был издан наиболее значимый для бухгалтерии государственный акт эпохи реформ – «Регламент управления Адмиралтейства и верфи». Он ввел не только термин «бухгалтер», но и понятие дебета/кредита. И уже в мае вышло распоряжение государя о составлении аналогичных документов на других предприятиях. Адмиралтейский регламент было предложено использовать в качестве типового. Но он оказался по плечу не каждому тогдашнему бухгалтеру. В целях упрощения и оптимизации учета в 1735 году были изданы новые нормативные акты для Адмиралтейств аи других предприятий.
Особенности петровской бухгалтерии
Поскольку учет и контроль были признаны делом государственным, изданные в 1720-х и позже регламенты оказались довольно строгими. В первом документе (1722) упор был сделан на натурально-стоимостный учет материалов. Приходный учет предписывалось вести по наименованию, количеству, цене, сумме.
На складе велись две материальные книги. Первая отражала приходные и расходные операции, вторая – выполнение договоров с подрядчиками. Приходовались материалы только по квитанциям, а отпускались – по приказам на отпуск. Контроль на местном уровне был еженедельным. Ответственным лицом назначался офицер магазина (на других предприятиях – завидущий складом).
Упомянутый регламент заметно повлиял на систему бухучета в России. С него началась ода первичке. По сути, с 1722 года в нашей стране материальные ценности приходуются только при наличии договора, квитанции, чека, накладкой, счета или другого документа. Факты хозяйственной жизни, не подтвержденные первичкой, не отражаются бухгалтерской записью.
Учету запасов с тех же времен уделяется огромное внимание. Как при Петре по регламенту проводились сплошные инвентаризации по итогам года, так и сейчас. Дополнительно инвентаризацию могли организовать при подозрении на хищение или растрату, а также в случае форс-мажора. Прошло три столетия – порядок почти не изменился.
Принципы документирования финансово-хозяйственных операций тоже дошли до наших дней. Приходно-расходные книги никуда не делись, за редким исключением (спецрежимы не в счет).
Как развивался учет
Петровские реформы дали мощный толчок развитию бухгалтерского учета. Концепции и методы оттачивались в ключевых для государства отраслях. Все началось с Адмиралтейства. Следующим звеном стали крупнейшие заводы. На винокуренных казенных, например, отточили первичку – приходно-расходные книги. Отсюда пошла практика записывать приобретенные запасы порознь с указанием цены и места приобретения каждого.
На металлургических заводах Урала получил толчок к развитию производственный учет. Крупнейший металлург XVIII века В.И. Геннин создал и внедрил на предприятиях систему учета, которая позволяла контролировать сырье, выработку, готовую продукцию, отходы производства, брак и их переработку. Материальный учет на заводах велся в общем порядке (дебет/кредит). На каждую группу материалов была заведена отдельная книга. Также с уральских заводов пошла практика интеграции бухучета в планирование. Особое внимание здесь уделяли и архивному хранению первичных документов. Что касается первички в целом, документом подтверждалась любая операция, даже если это внутреннее перемещение товарно-материальных ценностей.
Развивалась бухгалтерия и в государственном секторе. Реформы преследовали две цели: увеличение доходов казны и снижение издержек, усиление контроля за собственностью.
Реформы совершенно точно не прошли даром. Бухучет в петровскую эпоху имел множество достижений, от сплошного документирования хозяйственной деятельности и введения регулярных инвентаризаций до усовершенствования методики исчисления затрат.
Количество показов: 16
Теги данной публикации: #музей бухгалтерии
Комментарии
Тут пока нет комментариев. Будьте первыми!