Благотворительный фонд в статусе юридического лица является некоммерческой организацией. Для выполнения миссии ему нужны не только инвестиции, спонсорские взносы и прибыль (если организация осуществляет целевую коммерческую деятельность), но и грамотная бухгалтерия. В технические и операционные нюансы учета мы погружаться не будем. Поговорим о базовых, общих правилах бухгалтерии благотворительного фонда. К другим некоммерческим организациям они тоже применимы.
Итак, руководителю БФ, который оказывает нуждающимся финансовую помощь, социальные услуги, стоит знать и контролировать несколько аспектов, имеющих непосредственное отношение к бухгалтерии. Речь идет о целевом использовании средств, наличии и качестве первичных документов, специфике передачи материальных ценностей, расчетах с сотрудниками и контрагентами.
Неуставных расходов быть не должно
Начнем с главного – расходования средств благотворительного фонда. Все, что идет не на уставную деятельность, привлекает внимание налоговиков. Исключение – затраты на содержание организации. Но и тут стоит проявлять должную осмотрительность. Раздутые расходы на содержание благотворительного фонда с большой долей вероятности не останутся незамеченными, и придется объясняться с ИФНС.
По уставным расходам конкретизируем: если фонд специализируется на помощи, например, людям с расстройствами аутистического спектра, оплата лечения пациентов с проблемами в области опорно-двигательного аппарата будет признана нецелевым использованием средств. В этом случае с потраченной суммы придется уплатить налоги.
В общем, чем уже специализация фонда, тем внимательнее нужно следить за расходами. Любое нецелевое использование средств увеличивает налоговую нагрузку.
Без документального подтверждения платежей не обойтись
Платежи, которые осуществляет благотворительный фонд, должны подтверждаться бухгалтерской первичкой. Налоговики обращают внимание не только на наличие документов, но и на назначение платежей. Конкретика приветствуется, смело указывайте номера договоров или счетов от контрагентов.
К подтверждающим документам также относятся товарные и транспортные накладные, акты (если продукция приобретена на рынке у продавца, который не использует ККТ). Кассовые чеки также являются бухгалтерской первичкой.
Для подтверждения оплаты работ, услуг используются акты. Если получить документы от подрядчиков невозможно, они составляются самой организацией, подписываются несколькими должностными лицами и руководителем БФ.
Отдельно стоит отметить платежи в адрес иностранных организаций (оплата лечения, реабилитации). Если акт от центра или клиники получить невозможно, в качестве подтверждения расходов может использоваться письмо больного, прошедшего лечение/реабилитацию, или его официального представителя. Дополнительно можно и нужно запросить чеки, выписки, листы назначений. Такие документы в перечень бухгалтерской первички не входят, но могут служить дополнительным подтверждением целевого характера расходов для налоговой проверки.
Передача ТМЦ по ТОРГ-12
Благотворительный фонд нередко передает физлицам и организациям материальные ценности. Объекты учета могут быть ранее получены НКО в подарок или приобретены за собственные средства, пожертвования.
Факт передачи ТМЦ должен быть подтвержден документально. Оптимальный вариант – оформить накладную ТОРГ-12. Она позволяет подтвердить передачу ТМЦ с расшифровкой по номенклатуре. Допускается использование и других форм, разработанных НКО самостоятельно. Они оформляются в соответствии с общими требованиями к первичным бухгалтерским документам.
Передача ТМЦ, которые фонд не получал, не принимал к учету, а только оплачивал (доставка осуществлялась сразу на адрес конечного получателя) тоже должна быть подтверждена. Для этого запрашиваются копии товарно-транспортных накладных с подписями поставщика и ответственного лица, представителя получателя.
В отсутствие подтверждающих документов отражение передачи ТМЦ в учете считается незаконным. Последствия: доначисление налогов, лишнее внимание со стороны ИФНС.
Смета обязательна!
Благотворительный фонд должен подтверждать документально любые расходы. И дело не только в чеках, накладных и прочей бухгалтерской первичке.
Если организация существует на пожертвования, расходовать средства (донаты) она может только по смете, которая утверждается исполнительным органом НКО. Также возможен вариант расходов по приказу, утверждающему порядок проведения конкретного мероприятия. Но, как показывает наша практика сопровождения налоговых проверок, со сметой надежнее.
Расчеты с физическими лицами
Благотворительный фонд может сотрудничать с разными контрагентами. Если речь идет об ИП, функции налогового агента некоммерческая организация не выполняет. Индивидуальный предприниматель считает и уплачивает налоги самостоятельно.
Расчеты с сотрудниками, с которыми заключены трудовые договоры, осуществляются в общем порядке: начисление зарплаты и компенсаций, удержание НДФЛ, страховых взносов, сумм по исполнительным листам, перечисление денег на расчетный или карточный счет. Важно: дополнительные выплаты (оплата учебы, лечения и т.п.) облагаются налогом, поскольку считаются доходом. Исключение – компенсация расходов в официальной командировке.
Без налоговых последствий можно оплачивать услуги связи при условии, что сотрудники будут пользоваться телефоном в рабочее время и по служебным поводам. Также допускается оплата проезда, проживания, питания волонтеров, с каждым из которых заключен соответствующий договор. Важно: оплата услуг связи волонтерам имеет налоговые последствия. Выплаты считаются дополнительным доходом и облагаются НДФЛ.
Есть некоторые нюансы во взаиморасчетах с физлицами, которые не являются сотрудниками НКО, волонтерами или объектами благотворительной помощи. Приобретая у таких людей ТМЦ, не нужно удерживать НДФЛ с суммы перечисления. Уплата налога – обязанность получателя дохода. С оплатой физлицу работ или услуг все иначе. Де-факто взаиморасчеты подтверждают гражданско-правовой характер отношений. А это значит, что нужен двусторонний договор. В отсутствие документа ИФНС может расценить оплату услуг и работ как нецелевое использование средств. Это предусматривает налоговые последствия и увеличивает риск репутационных потерь.
Кроме того, важно отслеживать удержание и уплату НДФЛ по гражданско-правовым договорам. Если налог по каким-то причинам не удержан, обязанностью НКО как налогового агента является уведомление об этом ИФНС по месту регистрации налогоплательщика (физлица – получателя выплат).
Разумеется, это лишь базовые правила бухгалтерии благотворительного фонда. Специфика деятельности определяет множество технических, операционных и юридических нюансов учета, в которых обязан разбираться бухгалтер НКО. Специалист может работать в штате и по ГПД, оффлайн и удаленно. Также бухгалтерию БФ можно передать на аутсорсинг. В этом случае учетом займется команда профессионалов, знающих отраслевую специфику.
Количество показов: 93
Теги данной публикации: #школа учета