Почти у всех предпринимателей и организаций есть собственное или арендованное дорогостоящее имущество с большим сроком использования. Это, если коротко, и есть основные средства. Они ставятся на баланс, отражаются в бухгалтерском и налоговом учете, причем по-разному. Сравнительно недавно были в очередной раз скорректированы правила учета. И одно и то же имущество стало относиться к ОС в налоговом учете и не относиться в бухгалтерском.
Здравствуйте! Меня зовут Ирина, я эксперт компании «Бухгалтер.рф». Учет основных средств неотделим от учета в целом. Но он имеет свою специфику. Мы с коллегами подготовили для вас удобную шпаргалку по налоговому и бухгалтерскому учету ОС. С ее помощью вы сможете разобраться с ключевыми правилами и соблюсти актуальные требования законодательства.
Что такое ОС?
Основные средства – имущество, которое используется в коммерческой деятельности ИП или юридического лица, стоит больше 100 000 рублей и имеет срок эксплуатации 12+ месяцев. Это материальные активы, предназначенные для целей производства товаров, оказания услуг, поставки продукции. Например, индивидуальный предприниматель оказывает услуги быстрой полиграфии (печать на чашках, футболках, фотобумаге). Печатное оборудование, собственный или арендованный склад, автомобиль, который используется для закупки материалов и доставки продукции, являются основными средствами. А сырье, упаковка относятся к товарно-материальным ценностям.
Как классифицировать основные средства?
Действующее законодательство предлагает нам шесть критериев для того, чтобы определить, относится объект учета к ОС или нет:
-
Как используется имущество. Основные средства служат для решения основных коммерческих задач (производство, реализация, перевозки и т.п.), управленческих нужд или предназначены для сдачи в аренду. Простой пример – служебный автомобиль руководителя предприятия. Объект напрямую в производстве не задействован, но используется для решения управленческих задач, а значит, включается в состав основных средств.
-
Срок полезного использования. ОС используются больше одного года. Объекты с меньшим сроком использования относятся к товарно-материальным ценностям (материально-производственным запасам).
-
Перепродажа. Основные средства приобретаются не с целью перепродажи. Пример: служебная машина директора автосалона является основным средством, а автомобили, выставленные в зале и на площадке, являются товаром.
-
Экономическая выгода. ОС способны приносить экономическую выгоду. Станки, на которых производится продукция, обеспечивают предприятию возможность зарабатывать деньги. Тренажер, установленный в кабинете директора, на экономическую выгоду не работает и является ТМЦ, а не ОС.
-
Износ. Основные средства со временем изнашиваются. Так, например, земельный участок под зданием не меняет своих свойств и в состав ОС не входит, а здание – наоборот.
-
Стоимость. Порог в 100 000 руб. установлен налоговым законодательством. В бухучете субъекты предпринимательства устанавливают его самостоятельно. В соответствующую сумму включается первоначальная стоимость ОС и цена доведения объекта до состояния, в котором его предстоит эксплуатировать.
Где посмотреть перечень ОС?
Отсылаем вас к Общероссийскому классификатору основных фондов. В нем указаны все типы ОС:
-
здания и сооружения
-
оборудование
-
транспортные средства, рабочие и силовые машины
-
компьютерная техника
-
хозяйственный инвентарь, инструменты
-
многолетние растения, племенной скот
Обратите внимание: к основным средствам не относятся запчасти для других ОС, тара, спецодежда, готовая продукция, независимо от их стоимости и срока полезного использования.
Как определяется первоначальная стоимость основных средств?
Формирование первоначальной стоимости ОС − обязательный этап учета соответствующих объектов. Она отражает сумму, которую бизнес потратил на получение объекта и доведение его до состояния, пригодного к использованию.
Например, фирме нужен ангар. Его можно:
-
Получить бесплатно, в этом случае первоначальной стоимостью ОС будет рыночная цена объекта.
-
Оформить как часть уставного капитала (учредитель вносит свою долю имуществом). Первоначальная стоимость определяется по результатам независимой оценки. На основании акта оценки объект принимается к учету.
-
Построить, в этом случает затраты на строительство сформируют первоначальную стоимость.
-
Купить – первоначальная стоимость будет определена по цене приобретения ОС.
В первоначальную стоимость включаются затраты, связанные с приобретением (созданием) и подготовкой ОС к эксплуатации. Это непосредственно цена приобретаемого объекта, оплата доставки, установки, сборки, консультационных услуг по покупке объекта, таможенные сборы и пошлины (если речь идет об импорте), госпошлина за оформление в собственность и т.п.
Важно: первоначальная стоимость не включает НДС. Например, если компания приобрела объект за 140 000 руб. с НДС 20%, в капиталовложении отражается только сумма 112 000 руб. НДС учитывается отдельно (ФСБУ 26/2020).
Когда и зачем переоценивают ОС?
Переоценка обычно продиктована объективной необходимостью. Имущество со временем изнашивается, соответственно, его стоимость меняется. Может быть и наоборот, рыночная цена ОС увеличивается вследствие реконструкции, модернизации.
Нам нужно, чтобы балансовая стоимость основных средств в бухучете была равна рыночной стоимости. Переоценка позволяет скорректировать сведения. Проводится она в разных ситуациях, например, перед продажей бизнеса.
Стоит отметить, что переоценка необязательна по закону. Но если ее провести один раз, в дальнейшем придется проводить регулярно. Периодичность субъект предпринимательства устанавливает самостоятельно и закрепляет в локальных нормативно-правовых актах. Важно: чаще одного раза в год переоценку проводить запрещено.
Для налогового учета основные средства не переоцениваются.
Что такое срок полезного использования?
Срок полезного использования (СПИ) – период так называемой работоспособности объекта. Он устанавливается для каждого ОС. В налоговом учете срок определяется классификацией основных средств, в бухгалтерском учете он может отличаться, поскольку компании устанавливают его самостоятельно. В целях упрощения учета срок из налоговых документов дублируется в бухгалтерские.
Во время эксплуатации ОС срок полезного использования может измениться, например, если проведена модернизация. Но группа из классификации остается неизменной. Соответственно, увеличить СПИ можно до максимального значения для конкретной группы.
Если ОС в классификации нет, срок компания может и должна установить самостоятельно. За основу стоит взять срок эксплуатации из технической документации по объекту.
Классификация основных средств утверждена постановлением №1 от 01.01.2002. Для бухучета ее применение добровольное, для целей налогообложения – обязательное.
Как амортизируются основные средства?
Для целей бухгалтерского учета основные средства отражаются по первоначальной стоимости, которая впоследствии списывается в расходы (амортизируется).
Амортизация по умолчанию начисляется ежемесячно. Самостоятельно могут устанавливать ее периоды компании, которые ведут упрощенный учет.
Чтобы рассчитать и отразить амортизацию в учете, согласно ФСБУ 6/2020, бухгалтеру нужно определить СПИ основного средства, его ликвидационную стоимость. Также необходимо выбрать способ амортизации (списания стоимости пропорционально объему продукции, способ уменьшаемого остатка или линейный способ).
Способы амортизации в налоговом учете отличаются. Амортизировать объекты можно:
-
Линейно − амортизация рассчитывается ежемесячно по формуле «Первоначальная стоимость ОС × Норма амортизации».
-
Нелинейно − амортизация начисляется не по каждому ОС, а по всей амортизационной группе (подгруппе). Актуальная формула: Суммарный баланс амортизационной группы на начало месяца × (Норма амортизации / 100).
Чтобы максимально сблизить учеты, налогоплательщики нередко там и там используют линейный метод. Чтобы его применять, нужно рассчитать годовую норму амортизации по формуле «Первоначальная стоимость объекта х (100% / количество лет полезного использования)».
Норма амортизации установлена для каждой амортизационной группы отдельно.
По общим правилам начисляется амортизация с момента признания основного средства в бухучете, прекращается, соответственно, датой его списания. Другой способ можно закрепить в учетной политике, например, начисление амортизации с 1 числа месяца, следующего за отчетным, и списание – аналогично.
Важно: не амортизируются ОС с неизменными потребительскими свойствами (земельные участки, водные ресурсы, музейные предметы и т.п.), инвестиционная недвижимость, учитываемая по переоцененной стоимости, не используемые в предпринимательской деятельности и/или законсервированные объекты.
Как ОС принимаются к бухгалтерскому учету?
Капиталовложения, связанные с основным средством, относятся на внеоборотные активы и учитываются по дебету счета 08. В момент принятия ОС к учету сформированная на счете 08 величина списывается в дебет счета 01. Когда объект переводится в состав основных средств, компания решает самостоятельно и фиксирует этот момент в учетной политике. Как правило, на баланс ОС ставится на дату готовности к эксплуатации или начала использования.
Особые правила принятия к учету установлены для недвижимости, право собственности на которую подлежит госрегистрации. Во-первых, объект включается в состав ОС независимо от того, завершена регистрация или нет. Основанием для отражения в учете является завершение капитальных вложений в недвижимость. Если речь идет о незарегистрированном объекте, ОС отражается по специальному субсчету счета 01.
Первичным документом для принятия основного средства к учету является акт формы ОС-1 (ОС-1а или ОС-1б). Унифицированный шаблон использовать необязательно. Компания может разработать собственный акт. Одно условие: он должен соответствовать нормативным требованиям к первичным бухгалтерским документам (реквизиты, содержание, подписи уполномоченных лиц).
Как ОС отражаются в налоговом учете?
В целях налогообложения основные средства учитываются по первоначальной стоимости, на которую потом начисляется амортизация. Дальнейший учет зависит от режима налогообложения.
Компании на УСН Доходы не показывают в налоговом учете первоначальную стоимость, на УСН Доходы минус Расходы – списывают ее полностью в году приобретения ОС. Амортизацию те и другие учитывают в общем порядке. Важно: если остаточная стоимость основных средств превышает установленный законом лимит, компания теряет право на применение УСН и переходит на ОСНО.
На ПСН основные средства для целей налогообложения не учитываются.
Попадают ли ОС под инвентаризацию?
Основные средства являются инвентарными объектами. На каждый из них заводится карточка, и каждому присваивается номер.
Обычно инвентарным объектом признается ОС в сборе, например, автомобиль вместе с прицепом, аптечкой, набором инструментов и запаской. Если отдельные части основного средства имеют разный (существенно отличающийся) СПИ, их учитывают отдельно. Пример: оборудование, корпус которого может эксплуатироваться 30 лет, а механизм – 10.
Инвентарными объектами также признаются существенные затраты на техническое обслуживание, техосмотр и ремонт ОС, если они превышают обычный операционный цикл в 12 месяцев.
Модернизация отражается в инвентарной карточке объекта. Если назначение, характеристики последнего изменились, заводится новая карточка.
Как учитывается содержание ОС?
Содержание, ремонт основных средств – дело недешевое. Затраты бизнес может учесть в расходах для уменьшения налоговой базы. Доступные способы:
-
В составе управленческих или коммерческих расходов − если ОС не задействовано в оказании услуг, выполнении работ и производстве продукции, но используется в обычных видах деятельности
-
В стоимости других активов (ОС предназначено для их создания, производства)
-
В прочих расходах
Если в процессе использования ОС проведена модернизация и в результате первоначальные показатели объекта меняются (увеличивается срок полезного использования, улучшается качество изделий, для производства которых он используется), затраты увеличивают первоначальную стоимость. Если, скажем, к корпусу пристроили гараж, его строительство бухгалтер завода должен отразить как вложение во внеоборотные активы. А когда строительные работы будут завершены, на соответствующую сумму нужно увеличить стоимость основного средства (корпуса, здания).
Как актуализировать стоимость ОС?
Об одном способе актуализации стоимости основных средств мы уже говорили, это переоценка. Есть еще два: определение балансовой стоимости и обесценение.
Определение балансовой стоимости – рутинная операция. По соответствующему показателю ОС отражаются в бухгалтерском балансе. Балансовая стоимость представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и амортизацией.
Обесценение – операция ситуативная, но обязательная, если переоценка не проводится, а зафиксировано значительное снижение стоимости ОС (МСФО (IAS) 36). Сам факт обесценения от налогоплательщика может не зависеть. Иметь дело со значительным уменьшением стоимости основных средств приходится, например, когда рынок провисает и цена аналогичных активов падает.
При выявлении признаков обесценения, балансовая стоимость ОС сравнивается с двумя другими оценками: прогнозной оценкой экономических выгод при использовании объектов внутри компании и их справедливой стоимостью.
Как списать основные средства?
Списание ОС возможно по нескольким причинам:
-
Закончился срок полезного использования.
-
Объект продан.
-
ОС перестало приносить прибыль или использоваться в предпринимательской деятельности.
Основанием для списания является акт, составленный и подписанный комиссией, в которую входит главбух организации. Форму акта можно разработать самостоятельно или использовать унифицированный документ (ОС-4, а или б).
При списании бухгалтер открывает специальный субсчет к счету 01 (01-В) и задействует его в проводках. В инвентарной карточке ставится отметка о выбытии, документ хранится не менее 5 лет.
Затраты на списание (демонтаж, погрузка, вывоз, утилизация) относятся на прочие расходы.
Итак, основные средства – это активы, имеющие материально-вещественную форму, способные приносить фирме доход (экономические выгоды) и предназначенные для эксплуатации дольше одного года или больше обычного 12-месячного операционного цикла. В бухгалтерском и налоговом учете они могут отражаться по-разному. Но в целях недопущения расхождений многие организации берут за основу принципы, правила и способы налогового учета ОС, перенося их в бухгалтерский. Является ли это решение оптимальным? Проконсультируйтесь с нашими экспертами!
Количество показов: 174
Теги данной публикации: #школа учета
Комментарии
Тут пока нет комментариев. Будьте первыми!