Издательская деятельность в контексте бухгалтерского и налогового учета имеет несколько особенностей. Что касается режимов налогообложения, типографии могут применять ОСНО и упрощенку. Спецрежим используется с учетом установленных действующим законодательством ограничений по выручке, количеству персонала и т.п.
Отраслевая специфика издательской деятельности требует от бухгалтера особого внимания к классификации затрат, учету авторских гонораров, остатков готовой продукции.
1. Учет тиражных, общих расходов
Специфика производства полиграфической продукции определяет принцип классификации затрат. В целях определения себестоимости в типографиях разделяют тиражные и объемные расходы. Первые относятся к условно-переменным, вторые, соответственно, к условно-постоянным.
В состав общих расходов включают общетипографские затраты, затраты на выплату гонораров, которые увеличиваются при росте тиража. Также к этим расходам относятся средства, потраченные на оформление оригиналов продукции (проект, графика, обработка и т.п.).
Тиражные расходы – это все, что уходит непосредственно на полиграфию (бумага, переплет, сопутствующие услуги).
Классифицируются расходы типографии и по отношению к основной деятельности. В составе прямых бухгалтерия учитывает затраты на выпуск полиграфической продукции, переплет, материалы, потери от брака. К косвенным относятся некоторые коммерческие расходы и общетипографские.
Отражение расходов осуществляется стандартными проводками с использованием счетов:
• 44 – для затрат по распространению полиграфической продукции.
• 26 – для общехозяйственных расходов.
• 25 – для общепроизводственных расходов.
• 20 – для затрат на основное производство.
2. Отражение в учете расходов на материалы
Полиграфическое производство предусматривает использование специальных материалов в технологическом процессе. Типографии закупают бумагу различных видов, картон, расходники (краски, тонеры), переплетные материалы и т.п. Все приобретенные товары, которые используются в производстве продукции, в учете отражаются по фактической себестоимости.
Фактический расход материалов также находит отражение в учете. Сведения об израсходованной бумаге и расходниках формируются на основе отчетов о фактическом расходе и остатке по завершении производственного цикла.
Офсетные типографии могут уменьшать материальные расходы на сумму возвратных отходов. Последние связаны с техпроцессом и актуальны для каждого заказа. Возвратные отходы возникают при срыве бумаги в процессе печати, остатке на гильзе, заправке нового рулона в печатный станок.
3. Калькуляция себестоимости
Себестоимость учетной единицы полиграфической продукции может определяться разными методами. То же самое касается себестоимости услуг, работ.
Часто типографии используют позаказный метод калькуляции себестоимости. Он позволяет относить прямые расходы на заказы, а косвенные – учитывать в течение месяца и в конце отчетного периода распределять их между выполненными заказами.
Готовую продукцию в типографиях учитывают по плановой (нормативной) или фактической себестоимости. Способ закрепляется в учетной политике. Перескакивать с одной себестоимости на другую без внесения соответствующих изменений в учетную политику – серьезная ошибка. Ее исправление требует корректировки учета, отчетности. Почему это важно? Способ отражения готовой продукции в учете определяет выбор счетов при проводках. Нормативная и фактическая себестоимость проводится по разным счетам.
Бухучет в типографии имеет и другие нюансы, связанные с отражением общехозяйственных, редакционных расходов, доходов от полиграфии, задолженности организации. Все они учитываются специалистами по отраслевому бухучету.