Восстановление учета позволяет устранить имеющиеся нарушения, восполнить пробелы в тех или иных секторах, привести процессы и процедуры в соответствие с учетной политикой компании и действующим законодательством. Услуга становится актуальной, когда:
По различным причинам бухгалтерский, налоговый учет не велся некоторое (чаще – длительное) время.
Штатный или внештатный бухгалтер компании оказался некомпетентным и неспособным справляться с поставленными задачами. Сотрудника пришлось заменить.
В ходе штатной или независимой проверки были обнаружены расхождения данных в первичной бухгалтерской документации с реальной финансовой ситуацией.
Бухгалтер компании не вышел на работу, не вернулся из отпуска, исчез в неизвестном направлении со всеми данными, сведениями, ключами доступа к базам или намеренно перед увольнением внес некорректные данные в базы.
В результате форс-мажора (сбой в базе, отказ оборудования, пожар и т.п.) были утрачены первичные бухгалтерские документы полностью либо частично.
Компания отчитывается по упрощенным формам, но возникает необходимость формировании полноценной отчетности (например, если малое предприятие попало под обязательный аудит).
Каждая из указанных проблем имеет свои особенности и тактику решения. Стратегия же всегда одна – грамотное, полноценное и профессиональное восстановление бухгалтерского учета.
На этот вопрос экспертам приходится отвечать довольно часто. И ответ однозначен – нельзя. Если компания по каким-либо причинам определенное время не вела учет (приостановка деятельности, пренебрежение обязательствами налогоплательщика, форс-мажорные обстоятельства и т.п.), она должна восстановить бухгалтерию. Отчетность за прошлые периоды необходимо сдать в налоговую. И причины временного отсутствия бухучета контролеров не интересуют. От обязательств налогоплательщика в части, касающейся ведения бухучета и формирования, сдачи отчетности, компанию освобождает только официальная ликвидация (с внесением соответствующих данных в ЕГРЮЛ).
Если юрлицо вело упрощенный учет, отчитывалось перед налоговой по упрощенным формам, а затем попало под обязательный аудит в соответствие с ФЗ №402 (06.12.2011), восстанавливать учет тоже придется. Отчитаться по упрощенным формам, утвержденным приказом Минфина №66 (02.07.2010), не получится. Пренебрежение данным требованием влечет за собой административную ответственность. Штрафные санкции предусмотрены для компании и должностных лиц.
Если первичная бухгалтерская документация была утеряна в результате ненадлежащего хранения или по каким-либо иным причинам, ее придется восстанавливать. Данная норма установлена НК РФ. Согласно Кодексу,
налогоплательщик несет ответственность за сохранность определенных документов. Обнаружение их отсутствия при налоговой проверке грозит штрафными санкциями. Последние предусмотрены и для юрлиц, и для должностных лиц.
Кроме того, отсутствие бухгалтерской первички не позволяет компании применять налоговые вычеты. Причем налоговая может отказать в вычете по НДС даже в том случае, если документация утеряна по уважительной причине (наводнение, пожар и т.п.). Если налогоплательщик не принял меры по восстановлению первички, на вычет он может не рассчитывать. Как показывает судебная практика, в спорах на этот счет правосудие оказывается на стороне налоговиков.
Распространенной проблемой является обнаружение пробелов в учете в аккурат перед выездной проверкой. Здесь следует четко понимать, что и в какие сроки нужно восстанавливать.
Согласно действующему законодательству, налоговики имеют право проверять не все налоговые периоды, а только 3 последних календарных года. Если проверка проводится на основании представленной уточненной декларации, временные рамки сокращаются. Проверке подлежит только тот период, который указан в декларации.
То есть нерационально разворачивать крупномасштабную кампанию по восстановлению учета с момента основания компании, что называется, на всякий случай. Имеет смысл уделить внимание актуальным проверяемым периодам.
Отдельно стоит отметить восстановление учета для проведения сверки налоговых обязательств. Если учет какое-то время не велся, велся некорректно, разными специалистами и т.п., без профессионального подхода не обойтись. Обратиться к специалистам необходимо для того, чтобы выявить пробелы и проблемы, скорректировать учетные данные. После этого можно делать сверку налоговых обязательств для выявления недоимок либо переплат.
Минимизация финансовых рисков, связанных со штрафами за неисполнение налоговых обязательств, и успешное прохождение налоговой проверки – не единственные цели восстановление бухучета. Компании прибегают к нему и в других случаях.
В ТОП-3 целей восстановления учета (после указанных выше) входят:
предотвращение ареста счетов организации;
успешное прохождение аудита за период восстановления учета;
создание эффективной структуры бухучета для последующего использования ее в активно развивающейся компании.
Нередко восстановление учета имеет репутационное значение. Причем важна не только репутация налогоплательщика. Речь идет о деловой репутации. Учет, соответствующий требованиям действующего законодательства, позволяет руководству компании получать достоверные сведения о финансах, результатах деятельности. Это дает возможность планировать функционирование, развитие предприятия, принимать управленческие решения на предмет кредитования, привлечения инвесторов. Компания, не имеющая по причине некачественного учета проблем с налоговой, задолженностей по отчетности и налогам, имеет больше шансов получить выгодные предложения от потенциальных партнеров, контрагентов.
Восстановление бухучета может быть частичным и полным. Первое актуально для определенных участков и налоговых периодов. Частичное восстановление осуществляется, если обнаружены проблемы, например, в кадастровом учете, секторе банковских операций или взаиморасчетах с контрагентами.
Полное восстановление предусматривает аудит и корректировку всех учетных секторов, от обработки первички до формирования отчетной документации. Процесс этот специфичен и трудоемок. Решение задач требует от специалистов соответствующих компетенций, опыта, знания последних изменений профильного законодательства. Своими силами полностью восстанавливать учет нерационально. Доверяя профессионалам, можно оптимизировать финансовые затраты и сэкономить время.
Спасибо!
Заявка отправлена! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Спасибо!
Заявка отправлена! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!