Привычные понятия бухгалтерского учета довольно интересно рассматривать в историческом контексте, согласны? Начнем с коллации − старейшего и важнейшего приема, созданного счетоводами в глубокой древности. Считается, появилась она во времена Спарты.
Античность
Античная эпоха была неспокойной во многих отношениях. Во времена очередной войны один из царей Спарты выполнял важную миссию: вез жалованье в легионы. Учитывая масштабы армии, в распоряжении царя было несколько повозок, на которых лежали мешки с деньгами. В один из дней пути, отправив охрану на отдых, сопровождающий груз представитель высшей власти решил поправить свое материальное положение. Он распечатал несколько мешков, отсыпал монет, восстановил упаковку и печати, поправил сопроводительные квитанции. Украденные деньги были спрятаны на черный день. Мотив царя понятен: должность выборная, власть не вечная, жить «на пенсии» как-то надо. Тут самое время сказать – так зарождалась коррупция. Но не будем отклоняться от темы.
Спартанский царь привез деньги в легионы. Воины обрадовались долгожданному жалованью. А кассиры, проверив содержимое мешков и сопроводительные документы, вызвали охрану. Царя арестовали за недостачу.
Разоблачить вора помогла коллация. Еще до отправки ценного груза в легионы копии учетных документов тайно отправили получателям. Сверив их с подделками, кассиры выявили недостачу. Так был реализован контроль действий подотчетных лиц в Спарте.
Использовалась ли коллация (сверка взаиморасчетов с контрагентами) раньше, не известно.
Средние века
Средневековая Европа знала о коллации и массово ее применяла. Правда, сверки проводились преимущественно в отношении расчетов по налогам. И вместо подтверждающих документов налогоплательщику выдавалась часть деревянной палочки. Участник хозяйственной жизни платил налог, сборщик податей брал палочку, разламывал ее, одну часть оставлял в конторе, другую отдавал плательщику.
Налоговая проверка предполагала сопоставление отломков. Если одна часть палочки подходила к другой, претензий к налогоплательщику не было. Нестыковки выявляли обман, к нарушителям применялись жесткие санкции.
Просвещение
Коллация эволюционировала вместе с бухгалтерией. К XVIII веку сравнивать стали не только документы, но и данные синтетического и аналитического учета. Их тождество свидетельствовало о том, что бухгалтерия ведется грамотно и точно. Коллацию проводили на разных этапах учета. По ее результатам, например, кладовщики отчитывались перед собственниками. А бухгалтеры подтверждали правильность учета, составляя оборотные, сальдовые ведомости.
Сверки взаиморасчетов дошли до современности. Их история в XX и XXI веке интересна не меньше, чем в античности или средневековье.
Советская коллация
Старшее поколение бухгалтеров наверняка помнит завмагов, которые торговали товарами с черного входа. Получив продукцию, такие деятели не сдавали накладные в бухгалтерию. Но мошенничество редко кому сходило с рук. В советское время бухгалтеры магазинов получали встречные банковские документы для проведения сверок. Прослеживается аналогия со Спартой, не находите?
Времена менялись, завмаги искали и находили способы сотрудничества с бухгалтерами. Последние для сокрытия хищений подменяли счета при проводках, например, 60-й «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 42-м «Торговая наценка, скидка». Как правило, все было в порядке до первой ревизии. Ревизоры проводили коллацию, выявляли некорректную проводку, констатировали факт хищения. Завмаг и бухгалтер получали обвинение и срок.
Наши дни
Продолжая тему торговли, отметим, что сегодня сверки делаются ежедневно. В конце рабочего дня кассир и директор магазина анализируют данные кассовых счетчиков, продавцы считают чеки. Если суммы не совпадают, недостача, как правило, делится между материально ответственными лицами. Если учет ведется не по продажным ценам, со списанием стоимости товаров с продавцов возникают проблемы. Впрочем, это детали.
Коллация при расчетах в системе поставок актуальна ничуть не меньше. Товары поступают на склад или в магазин по накладной. На основании первичного документа оформляется платежное поручение для оплаты поставки. Задача бухгалтера – сверить данные и проверить первичку (поступление товаров по накладной, перечисление денег контрагенту).
Коллация многогранна, она была и будет актуальной. Дело в том, что издавна существует конкуренция интересов лиц, участвующих в хозяйственных процессах. И ситуация в XXI веке ничуть не изменилась. Сверка позволяет исполнителю (работнику) доказать свою честность, а собственнику (работодателю) проконтролировать движение ценностей и денежных средств.
Количество показов: 37
Теги данной публикации: #музей бухгалтерии