Бухгалтерия в компании начинается с учетной политики. Внутренний документ регламентирует принципы и процедуру бухгалтерского, налогового учета. В нем закрепляются нормы документооборота, формы регистров, способы учета, порядок проведения инвентаризации и т.п.
Учетная политика для целей бухучета обязательна для всех юридических лиц. Индивидуальные предприниматели могут формировать ее только для целей налогового учета.
Здравствуйте! Меня зовут Ирина, я эксперт компании «Бухгалтер.рф». Мы разрабатываем учетную политику (УП) для бухгалтерского и налогового учета, для управленческих целей. Работаем с крупными компаниями, малым и средним бизнесом, с ИП и стартапами. Мы создаем не шаблонные образцы, а документы, учитывающие масштабы, специфику бизнеса, отраслевые особенности и перспективы развития.
Многие наши клиенты приходят с типовым перечнем вопросов: что такое учетная политика, точно ли она нужна конкретной компании, что будет, если работать без этого документа? Давайте разберемся, что к чему.
Что такое УП и зачем она нужна?
Учетная политика – один из ключевых внутренних документов, устанавливающий нормы и способы налогового, бухгалтерского учета. Компания выбирает, как будут отражаться хозяйственные операции, и закрепляет это в УП. Так формируется единый стандарт учета и документооборота.
Нормативный документ разрабатывается субъектом самостоятельно на основе положений ФСБУ, ПБУ, ФЗ № 402 и налогового кодекса.
УП нужна для прозрачной аналитики показателей бизнеса, профилактики ошибок в отчетности и уменьшения риска убытков.
Когда формируется УП?
По общим правилам новая фирма утверждает локальный документ в течение 90 дней от даты регистрации. Если организация работает на ОСНО или УСН с НДС, учетная политика должна быть сформирована до конца квартала, в котором зарегистрирован бизнес. Аналогичные сроки действуют для ИП.
Важно: УП для целей налогообложения нужна всем компаниям и индивидуальным предпринимателям, для целей бухучета ее в обязательном порядке утверждают только юридические лица.
Применяется учетная политика с момента внесения сведений о субъекте предпринимательства в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Как составляется УП?
Учетная политика может быть общей и разделенной по видам учета. Бухгалтерская версия локального документа должна соответствовать положениям ФЗ № 402 и действующим ПБУ, федеральным стандартам бухучета.
Формирование УП для целей налогообложения не регламентируется. Мы ориентируемся на ст. 167, 313 и 314 НК РФ и вам рекомендуем.
Разработчиком документа может быть штатный главный бухгалтер, аутсорсер.
В любом случае все начинается с определения перечня бухгалтерских и налоговых операций, актуальных для компании (ИП). Дальше уточняются обязательные для них стандарты, выбираются подходящие способы отражения, изучается специфика отраслевого учета.
В структуре учетной политики обычно присутствует три раздела: организационно-документальный и два методологических (для бухгалтерского и налогового учета). Каждый имеет свои особенности.
В организационно-документальном разделе прописывается форма учета, лица, ответственные за его ведение, формы первичных документов и деклараций, право подписи, рабочий план счетов. Дополнительно – порядок проведения инвентаризации, график документооборота, формы бухгалтерских регистров.
Методология бухучета в УП включает доходы и расходы, отражение товарно-материальных ценностей, основных средств, резервов и фондов, налога на прибыль, а также сведения о промежуточной отчетности.
В налоговом разделе указывается перечень прямых расходов, периоды сдачи отчетности, нюансы применения регистров налогового учета, методы амортизации, оценки стоимости материалов, признания доходов и расходов.
Нужна ли учетная политика малому бизнесу?
По закону субъекты МСП, а также некоммерческие организации и участники проекта «Сколково» могут вести упрощенный бухгалтерский учет. Но это не отменяет обязательного составления, утверждения и использования учетной политики. При ее формировании должны использоваться типовые рекомендации ФНС и Минфина. Нюанс в том, что указанные субъекты могут не применять отдельные правила бухучета и нормы ФСБУ, например касающиеся учета оценочных обязательств и запасов, договоров строительного подряда.
Что касается малого бизнеса, упрощенный учет доступен только субъектам из реестра МСП. Такие организации могут выбрать один из трех способов упрощенного учета с обязательным закреплением его в УП:
-
Простой учет (только для микропредприятий) – с фиксацией операций в журнале без использования метода двойной записи
-
Сокращенный учет – с двойной записью, но без бухгалтерских регистров
-
Полный упрощенный учет – с кассовым методом учета доходов и сокращенным планом счетов
Что такое приказ об УП и когда он издается?
Учетная политика – внутренний документ, который требует утверждения. Для этого ее вносят в стандарт, издают распоряжение или приказ. На практике приказ об УП используется чаще всего.
Документ отражает факт утверждения учетной политики руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. В нем указываются основные реквизиты документа (дата, номер, наименование, ФИО и должности разработчиков, подпись уполномоченного лица).
По умолчанию учетная политика является бессрочным документом. То есть каждый год приказ о ее утверждении не издается. Исключение – внесение изменений в УП. Чтобы утвердить изменения на следующий год, соответствующие документы нужно сформировать и подписать до 31 декабря. Новый порядок учета вступит в силу 1 января и будет действовать до конца года с автоматической пролонгацией в отсутствие новых поправок.
В течение года дополнения в УП вносятся только в следующих случаях (ст. 313 НК РФ):
-
Изменение налогового законодательства или закона о бухучете
-
Изменение вида деятельности компании
-
Изменение способа учета (например, фирма получила статус МСП с правом перехода на простой или сокращенный упрощенный учет)
Новые положения УП действуют с момента подписания приказа руководителем компании.
Нарушения и санкции
В процессе аудита мы чаще всего фиксируем следующие нарушения: отсутствие учетной политики, несоответствие методов учета указанным во внутреннем документе.
За работу без УП предусмотрены штрафы:
-
300–500 руб. для должностных лиц (ст. 15.6 КоАП РФ)
-
200 руб. для налогоплательщика (ст. 126 НК РФ)
Несоблюдение правил учета (упомянутое выше несоответствие) обойдется дороже. За нарушение в одном налоговом периоде придется заплатить 10 000 руб., в нескольких – 30 000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 120 НК РФ).
При занижении налоговой базы ИФНС сделает доначисление и оштрафует на 20% от суммы недоимки. Минимальный размер штрафа составляет 40 000 руб.
Важно: в отсутствие учетной политики налоговая вправе не принять фактический способ учета, а применить тот, который предусматривает максимальную налоговую нагрузку.
Нужно ли в УП отражать электронный документооборот?
Учетная политика определяет порядок документооборота в целом. При переходе на ЭДО с контрагентами нюансы его применения рекомендуется прописать. Фокус на то, когда и в каком порядке используются электронные документы. Например: обмен первичкой с усиленной квалифицированной электронной подписью – только через оператора ЭДО. Или: выставление счетов осуществляется по телекоммуникационным каналам связи согласно порядку, утвержденному приказом Минфина № 14н от 05.02.2021.
Для детализации регламента по документообороту в учетной политике создается отдельный раздел. Изменения в него вносятся в общем порядке.
УП в 2025: на что обратить внимание и какие внести изменения?
В 2025 году вступает в силу множество налоговых поправок. Некоторые из них найдут отражение в учетной политике компаний и индивидуальных предпринимателей. Изменения, которые следует внести во внутренний документ, связаны преимущественно с началом применения следующих стандартов:
-
ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» — с 01.04.2025, досрочно применяется добровольно
-
ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» — с отчетности за 2025 год
Во исполнение ФСБУ 4/2023 в учетной политике закрепляются:
-
Применение полных или упрощенных форм бухгалтерской отчетности. Важно: образцы берем из упомянутого стандарта. Формы, утвержденные приказом Минфина № 66н от 02.07.2010, не применяются с 1 января 2025
-
Периодичность и сроки составления промежуточных отчетов
-
Возможность группового учета показателей
-
Критерии для определения уровня существенности в детализации отчетных показателей
Во исполнение ФСБУ 28/2023 в учетной политике закрепляются:
-
Переход на досрочное применение стандарта (если не планируете ждать до 1 апреля 2025)
-
Формы инвентаризации согласно новым требованиям (Методические указания, утвержденные приказом Минфина № 49 от 13.06.1995, больше не действуют)
Компаниям на общей системе налогообложения рекомендуется внести изменения в УП, если решено применять региональный или федеральный инвестиционный вычет.
Что же касается НДС для упрощенцев, связанные с ним изменения налогового законодательства дублировать в учетной политике нет необходимости. Все льготники на УСН получат освобождение от НДС автоматически. А те, кто обязан применять новый налог, будут это делать на основании соответствующих статей и положений НК РФ.
Подведем итоги. Учетная политика для целей бухучета обязательна для юрлиц, индивидуальные предприниматели используют ее на добровольных началах. Налоговая учетная политика обязательна для всех субъектов предпринимательства, кроме самозанятых физлиц и физлиц на ПСН.
Отсутствие внутреннего документа и/или несоответствие принципов учета ему увеличивают налоговую нагрузку. Издержки растут из-за доначислений и штрафов.
Форма учетной политики не унифицирована. Документ может иметь вид текста, таблицы или смешанный формат. Он утверждается приказом на дату регистрации бизнеса, является бессрочным.
Каждый раздел УП требует детальной проработки.
Составление учетной политики рекомендуется доверять специалистам.
Количество показов: 102
Теги данной публикации: #школа учетаучетная политика