медиа-реклама (трансляции в масс-медиа, телевизионные ролики, радиосообщения);
интернет-реклама (разработка роликов и создание сообщений, предоставление площадей для размещения рекламного контента, планирование и проведение полномасштабных рекламных кампаний и многое другое);
презентационная контактная реклама (организация, проведение выставок, презентаций, предоставление оборудования и площадей для промо-акций);
изготовление, распространение рекламной полиграфии.
Рациональным решением будет раздельное ведение учета по отраслям деятельности. Какие еще особенности имеет бухучет в рекламном агентстве? Давайте разберемся.
Поставщик рекламных услуг может быть:
производителем и продавцом собственной продукции;
посредником.
В первом случае результатом работы агентства будут выполненные услуги. Общие принципы бухучета при этом являются стандартными. То есть затраты собираются на 20, 26 счетах и относятся на 90 счет.
Специфика начинается там, где имеют место посреднические услуги. Рекламное агентство может не иметь в штате квалифицированных дизайнеров, печатников и других профильных специалистов. В таком случае выполнение производственной части полученного заказа оно передает на сторону. Взаимодействие с контрагентом осуществляется по договору комиссии или стандартному агентскому договору. Последний используется чаще. Агентский договор предусматривает обязательство рекламного агентства совершить сделку по поручению клиента (принципала). При этом совершение сделки может осуществляться по одной из следующих схем:
от имени принципала, за его счет;
от имени рекламного агентства, за счет принципала.
То есть компания, которая выступает поставщиком услуг, может принимать участие в расчетах либо не принимать.
Вне зависимости от используемой в конкретном случае схемы совершения сделки, обязательством агента является предоставление заказчику (принципалу) отчета с указанием:
перечня расходов;
подтверждающих документов;
размера агентского вознаграждения.
Последнее либо выплачивается рекламному агентству принципалом после завершения сделки, либо удерживается из суммы средств, перечисляемых принципалом исполнителю заказа.
Бухучет операций посреднического формата обычно ведется на счете 76. Он позволяет учитывать операции и взаиморасчеты с разными дебиторами, кредиторами.
Организация учета в рекламном агентстве имеет свою специфику. Эксперты рекомендуют уделять этому этапу должное внимание. Рациональным будет раздельный учет расчетов:
с принципалами по агентским вознаграждениям;
с принципалами по отчетам агента;
с заказчиками, покупателями в рамках агентских договоров.
Свои собственные затраты рекламное агентство может учитывать на 20 счете, если они прямые, и на 26, если косвенные. К прямым затратам относятся материальные вложения, связанные с выполнением заказа клиента, амортизация оборудования, страховые взносы, оплата труда персонала, задействованного для выполнения заказа клиента. Остальные затраты считаются косвенными.
Важным моментом является закрепление в учетной политике рекламного агентства способа списания косвенных затрат с 26 счета. Списывать их можно сразу на 90 счет или с предварительной переброской на 20.
Часто бывает так, что прямые и косвенные затраты рекламного агентства разделить сложно. В таком случае для упрощения учета можно все их учитывать на 26 счете, а списывать сразу на 90 (как себестоимость рекламной продукции).
Несколько усложняет учет наличие у агента субагентских договоров. По ним сам агент выступает принципалом. Что же касается учета, расчеты агента и субагентов можно отражать на дополнительных аналитических счетах счета 76. Если нужно более простое и наглядное решение, логично использовать счет 60.
Налогообложение агентских операций имеет свою специфику. Как показывает практика, при расчете налоговой базы и исчислении налогов нередко допускаются ошибки. Причин тому несколько. Ознакомьтесь с некоторыми из них и не повторяйте чужих ошибок.
Искажение в налоговой базе и налоговых расчетах вызывают:
учет имущества, полученного агентом для выполнения работ, в качестве его собственности;
учет средств, полученных в ходе выполнения агентских поручений, в качестве дохода агента;
учет произведенных агентом и возмещенных принципалом затрат в качестве расходов агента.
Во избежание налоговых искажений учитывайте при определении налоговой базы по НДС и налогу на прибыль только фактическое агентское вознаграждение.
Если компания является производителем рекламной продукции, учет организовывается и ведется аналогично таковому в любой производственной организации. Готовая продукция, согласно действующему законодательству, входит в число материально-производственных запасов. Это относится к товарам всех типов и категорий, от рекламных листовок до уличных щитов, макетов для наружной рекламы, готовых аудио- или видеороликов.
Согласно бухгалтерскому стандарту в рамках действующего ПБУ, материально-производственные запасы учитываются по себестоимости. При расчете последней должны быть учтены все фактические затраты, понесенные изготовителем в процессе производства продукции. То есть себестоимость – не что иное, как стоимостная оценка ресурсов, использованных для создания конкретного рекламного материала.
Нормами действующего законодательства предусмотрено несколько способов отражения в учете готовой продукции. Речь идет об оценке материально-производственных запасов. Она может осуществляться либо по нормативной, либо по фактической себестоимости. Приоритетный способ закрепляется рекламным агентством в учетной политике. Для отображения материально-производственных запасов используется счет 43.
Учет услуг специфичен тем, что в данном случае отсутствует материальный результат деятельности. Соответственно, рекламное агентство, являющееся не производителем продукции, а лишь распространителем, не использует счет 43. Это, по сути, главное отличие учета услуг от учета продукции. Что касается порядка бухучета, он идентичен у рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
Учитываются услуги, как и готовая продукция, по себестоимости. Она может быть полной либо сокращенной, нормативной плановой либо фактической. Для учета расходов, понесенных при оказании рекламных услуг, используется счет 20. Списываются расходы в дебет счета 90.
Выручка рекламного агентства, оказывающего соответствующие слуги, отражается по дебету счета 62 и кредиту счета 90 с использованием субсчета «Выручка».
Спасибо!
Заявка отправлена! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Спасибо!
Заявка отправлена! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!