Система прослеживаемости товаров, которая действует сегодня в России, позволяет государству контролировать оборот импортных товаров определенных групп и категорий. Затрагивает процесс контроля не только импортеров. Участником системы становится каждый покупатель товаров из перечня, утвержденного постановлением №1110 от 01.07.2021. С момента приобретения продукции у субъекта появляется обязанность передавать сведения об операциях с прослеживаемой продукцией и сдавать отчетность в налоговую.
Здравствуйте! Меня зовут Наталья, я эксперт компании «Бухгалтер.рф». Мы с коллегами обеспечиваем бухгалтерское сопровождение бизнеса, работающего с прослеживаемыми товарами. Клиенты, которые сталкиваются с системой впервые, обращаются к нам за разъяснениями: что это такое и как работает. Давайте разберемся.
Кому и зачем нужна система прослеживаемости?
Система прослеживаемости является инструментом для контроля над оборотом отдельных товаров и выявления нелегальных операций. От обязательной маркировки прослеживаемость отличается принципом контроля: в фокусе не единица товара, а партия.
Система была запущена 8 июля 2021 года. Ее работу регулируют: ФЗ №371 от 09.11.2020, постановление №807 от 25.06.2019, постановление №1108 от 01.07.2021.
Оператором системы является ФНС.
Для кого актуальна прослеживаемость товаров?
У системы на контроле конкретные товары из перечня, который утверждается постановлением Правительства, периодически пересматривается и дополняется. На участников оборота этих товаров распространяется закон о прослеживаемости.
Система актуальна для импортеров и экспортеров подотчетной продукции, любого бизнеса, который ее продает, покупает, передает безвозмездно или по договору комиссии, а также занимается утилизацией. Участниками оборота признаются и субъекты, которые вносят подотчетные товары в уставный капитал.
Распространяется система на юридических лиц и ИП. Налоговый режим бизнеса значения не имеет. В рамках системы на равных находятся компании и ИП на ОСНО, юрлица и предприниматели на спецрежимах.
Исключение – самозанятые физические лица и физлица без предпринимательского статуса. Они участниками оборота не являются, сведения о товарах в систему не передают и в налоговую отчетность по ним не направляют.
Какие товары прослеживаются?
Система настроена на контроль оборота продукции четырех товарных групп. Речь идет о детских товарах, машинах специального назначения, бытовой технике и компьютерной периферии. Актуальный перечень утвержден постановлением №1110 от 01.07.2021.
Оперирует система двумя кодами товара:
-
ОКПД 2, кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности
-
ТН ВЭД ЕАЭС, кодом по единой Товарной номенклатуре Евразийского экономического союза
Эти сведения отражаются в таможенной декларации, сертификате соответствия. Если нужно определить коды самостоятельно, можно обратиться за помощью в ФТС.
Что нужно для работы с системой?
Бизнес, который имеет дело с подконтрольными товарами, должен:
-
Перейти на ЭДО. Система не работает с бумажной отчетностью.
-
Проверить статус товаров (подконтрольные или нет).
-
Зарегистрировать партию прослеживаемого товара и получить соответствующий номер – РНПТ.
-
Указать РНПТ в первичке.
-
Отчитаться перед ФНС по всем операциям с прослеживаемыми товарами.
Как организовать ЭДО?
Большая часть бизнесов сегодня так или иначе использует электронный документооборот. Если вы только зарегистрировались, для работы с системой прослеживаемости нужно получить цифровую подпись и заключить договор с оператором ЭДО. Для оптимизации процесса и минимизации рисков можно обратиться к специалистам.
Электронный документооборот обеспечивает оперативную передачу сведений контролерам, упрощает взаимодействие с ФНС и другими регуляторами.
Как проверить товары?
Выяснить, относится ли продукция к прослеживаемой, можно двумя способами:
-
На сайте ФНС. Специальный сервис позволяет проверить товары по названию, номеру декларации, кодам ОКПД 2 и ТН ВЭД.
-
По постановлению, которым утвержден перечень прослеживаемых товаров. Проверять рекомендуется по коду ТН ВЭД. Найти код можно в УПД, договоре, счете-фактуре.
Что такое РНПТ и как его получить?
Регистрационный номер партии товара – уникальный идентификатор, состоящий из четырех групп цифр. Выглядит он следующим образом: ХХХХХХХХ/ХХХХХХ/ХХХХХХХ/ХХХ
Значения указываются в такой последовательности:
-
Восьмизначный код таможни
-
Дата регистрации декларации на товар
-
Семизначный номер декларации
-
Трехзначный порядковый номер товара (декларация, графа 32)
Присваивается РНПТ один раз – при ввозе партии в РФ или перед совершением любых операций с остатками, которые на момент запуска системы прослеживаемости уже находились на территории страны.
Номер нужен, чтобы легально использовать товар в качестве вклада в уставный капитал, отгружать его комиссионерам и контрагентам, передавать безвозмездно или продавать. Также РНПТ потребуется для списания недостачи, вывоза товара из страны, легальной утилизации. А просто лежать на складе и использоваться собственником для своих нужд подконтрольный товар может и без регистрационного номера.
РНПТ получают в налоговой. Специфика процедуры зависит от того, о каком товаре идет речь.
Чтобы получить регистрационный номер на партию товара, который давно лежит на складе или используется собственником для своих нужд, в ИФНС подается уведомление об остатках. Документ направляется регулятору до совершения операции объектом контроля.
Чтобы получить РНПТ на товар, который ввозится из стран ЕАЭС, в ИФНС подается уведомление о ввозе в пятидневный срок с момента получения груза.
Регистрационный номер партии товара, который ввозится из других стран, формируется импортером самостоятельно. В него входит номер таможенной декларации и номер товара в ней.
Если подконтрольная продукция приобретается на территории РФ, задача покупателя – проверить РНПТ в первичных документах.
Где указывается РНПТ?
Участники оборота обязаны указывать регистрационный номер партии в счетах-фактурах или УПД, если товары продаются ИП, юридическим лицам. При продаже физическим лицам РНПТ в первичке можно не указывать.
Также регистрационный номер фигурирует в налоговой отчетности, например, в декларации по НДС.
Отчетность по прослеживаемым товарам
Участники оборота подконтрольной продукции должны отчитываться обо всех совершаемых операциях. В единую систему передаются сведения об импорте, экспорте, покупке, продаже, утилизации. Например, индивидуальный предприниматель приобретает монитор у юрлица. Об операции отчитываются оба участника оборота (ИП – о покупке, юрлицо – о продаже). Если предприниматель планирует использовать технику для личных целей, не в рамках коммерческой деятельности, сведения о сделке в ФНС передает только продавец.
Отчетность о прослеживаемости зависит от того, является ли бизнес плательщиком НДС. Если нет, то отчет об операциях с подконтрольными товарами подается в ИФНС отдельной формой. Если да, то сведения о сделках включаются в декларацию по НДС. Отдельный отчет по прослеживаемости плательщики НДС и налоговые агенты сдают, если подконтрольная продукция передается в производство или на утилизацию.
Как отчитываться о прослеживаемости при экспорте?
Страна назначения определяет алгоритм действий экспортера. Если подконтрольные товары вывозятся в страны за пределами ЕАЭС, налоговую об их перемещении уведомляет таможня.
При экспорте в ЕАЭС бизнес подает стандартный отчет о прослеживаемости – в пятидневный срок с момента отгрузки.
Когда заканчивается контроль?
Окончание прослеживаемости возникает по следующим основаниям:
-
Вывоз подконтрольной продукции из РФ
-
Продажа товара физическому лицу или ИП для личных нужд
-
Выбытие из оборота (передача в производство, утилизация, конфискация)
Отчетность сдается в каждом из упомянутых случаев.
Окончание прослеживаемости означает прекращение отслеживания движения товара. Но эта опция может быть возобновлена, например, если покупатель физлицо вернет подконтрольный товар продавцу (причина возврата значения не имеет).
Предусмотрены ли санкции за нарушения?
О штрафах за нарушение закона о прослеживаемости поговаривают с 2022 года. Сначала планировали ввести санкции с 2023 года, потом с 2024. Но дату снова перенесли. Если в 2024 году законопроект об ответственности участников оборота прослеживаемых товаров будет принят, штрафы могут ввести с января 2025.
Указанные в законопроекте поправки в КоАП предусматривают санкции за:
-
Бумажные УПД и счета-фактуры по прослеживаемым товарам. Штраф для малого бизнеса и ИП – до 30 000 руб., для средних и крупных компаний – до 100 000 руб.
-
Отсутствие или искажение реквизитов прослеживаемости в первичных документах. Штраф для малого бизнеса и ИП – до 30 000 руб., для средних и крупных компаний – до 100 000 руб.
-
Искажение сведений в уведомлениях и отчетах об операциях – 1 000 руб. для любого участника оборота подконтрольных товаров.
Подведем итоги. С системой прослеживаемости в той или иной степени приходится взаимодействовать всем юридическим лицам и ИП. Государство отслеживает оборот отдельных товаров, присваивая партиям уникальные номера. Для выбытия из оборота предусмотрен закрытый перечень оснований. Прослеживаемые товары могут возвращаться в оборот, в таких случаях контроль возобновляется, и обязанности участников оборота по внесению сведений в систему прослеживаемости, соответственно, тоже. Остались вопросы? Обращайтесь.
Количество показов: 226
Теги данной публикации: #Отдел учета маркетплейсов
Комментарии
Тут пока нет комментариев. Будьте первыми!