Налоговый мониторинг принято считать эффективным для компаний-гигантов. На самом деле средний бизнес с 2022 года тоже может перейти на новый режим контроля.
НМ в сфере перевозок уже реализуется. Предприятиям, которые планируют на него перейти, придется как следует подготовиться. Речь идет прежде всего о проверке и модернизации систем внутреннего контроля и информационных систем. Без автоматизации налогового учета, соответственно, не обойтись.
Налоговый мониторинг возможен при получении контролирующих структур онлайн-доступа к учетным данным организации. В таких условиях не нужны выездные проверки. Что касается других контрольных мероприятий, тут есть нюансы. О них и непосредственно об автоматизации налогового учета читайте дальше.
Отчетности будет больше?
Налоговый мониторинг не предусматривает заполнения каких-то особых форм деклараций, расчетов или балансов. То есть формально у перевозчика не меняются обязательства по заполнению и сдаче отчетности. Вот только вместе с ней инспекторам приходится предоставлять доступ к расшифровывающим документам, налоговым регистрам. Если раньше можно было ограничиться декларациями, а регистры сформировать только при необходимости подтвердить налоговые расчеты в ходе камеральной, выездной проверки, то при налоговом мониторинге это придется делать по умолчанию.
Как избежать увеличения нагрузки на бухгалтерию и рисков совершения ошибок? Ответ будет банальным – автоматизация в помощь. Современные программные решения позволяют избежать формирования регистров и документов, расшифровывающих налоговые расчеты, вручную. Автоматизация учета делает участие в налоговом мониторинге не только возможным в принципе, но и комфортным.
Кстати, интеграция информационных систем с АИС «Налог-3» для участников мониторинга становится обязательной с 2023 года. Есть информация о том, что сроки могут перенести на год. Но, так или иначе, без интеграции не обойтись.
Перевозчику, желающему перейти на налоговый мониторинг, придется постепенно отказываться от ручного учета. И это рационально, поскольку снижает не только риск ошибок в декларациях и подтверждающих документах, но и риск просрочки сдачи отчетности.
Реальные сложности автоматизации
Автоматизация налогового учета – проект многозадачный и мультифакторный. Действующим и новым участникам налогового мониторинга приходится искать максимально гибкие IT-решения. На то есть две причины:
-
Скорость изменения налогового законодательства.
-
Специфика производства и поддержки программного обеспечения.
Начнем по порядку. Поправки в НК РФ вносятся достаточно часто, например, в 2020 году – каждые 13 дней, в 2021 – каждые 12. Все поправки должны быть учтены в применяемых для автоматизации налогового учета IT-решениях. И желательно, чтобы разработчики обновляли ПО своевременно. У российских вендоров это получается неплохо. Международные поставщики обновляют ПО дольше. А сейчас многие уходят с рынка, приостанавливают поддержку. И поиск новых решений актуализируется.
Возникает вопрос: какой продукт можно считать оптимальным? Практика показывает, что надежнее автоматизировать учет с помощью IT-решения, которое сочетает гибкость и независимость от вендора. Путь к этому – ведение налогового учета не внутри, а параллельно бухучету.
Налоговый учет ≠ бухгалтерский
Перевозчик, который переходит на налоговый мониторинг, нуждается в реальной, а не формальной автоматизации учета. Использовать одну лишь систему бухучета нерационально. Речь, разумеется, не идет об отказе от привычных продуктов вроде 1С и т.п. Бухгалтерская система решает важные задачи: фиксирует факты хозяйственной деятельности, обеспечивает складской учет, считает зарплату, формирует бухгалтерскую, финансовую отчетность.
Решение для автоматизации налогового учета, работающее параллельно, использует данные бухучета для расчета налоговых показателей. Методологию расчета настраивает пользователь с учетом системы налогообложения, поправок в НК РФ.
Практика показывает, что совмещение налогового и бухгалтерского учета в рамках одной системы усложняет автоматизацию. Все дело в правилах ведения каждого учета. Отдельные операции, например, трактуются в бухгалтерском и налоговом учете по-разному. А бывает и так: операции присваивается один и тот же вид, но отсутствие подтверждающих документов не позволяет ее учесть при расчете налоговой базы.
Выделение автоматизации налогового учета в отдельное решение нивелирует операционные нестыковки. Система позволяет выбирать конкретные операции, применять к ним различные алгоритмы и методологические требования. Кроме того, отдельное решение учитывает вариативность действий налогоплательщика с учетом изменения налогового законодательства. А также оно позволяет выстраивать необходимую последовательность шагов расчета. Если регистры связаны конкретными правилами, эти правила учитываются при расчете (например, 6-й регистр считается вместе с 12-м, а 10-й не считается до выполнения расчетов по 6-му).
У внешней системы налогового учета есть еще одна полезная опция – настройка контролей. Автоматическая сверка данных с другой отчетностью позволяет выявлять возможные ошибки, проверять так называемые «красные флаги». Методология налогового учета полностью контролируется перевозчиком, оперативно обновляется при появлении поправок в НК РФ. В случае с вендорскими решениями методология диктуется разработчиком, обновления загружаются им же. А пользователю приходится подстраиваться и ждать, что не всегда возможно.
Зачем все это?
С техническими нюансами разобрались, переходим к сути. А зачем вообще перевозчику налоговый мониторинг? Например, затем, чтобы не проходить камеральные и тем более выездные проверки. Но это не единственное преимущество мониторинга. Он позволяет сформировать доверительные отношения с ФНС – фундамент репутации добросовестного контрагента. Отсюда большее доверие партнеров, поставщиков, покупателей. Другие контролирующие ведомства также дают участнику налогового мониторинга кредит доверия.
Переход на мониторинг позволяет консультироваться с ФНС по любым налоговым вопросам. И он предполагает получение не формальной отписки, а мотивированного мнения. Кроме того, исправление ошибок и корректировка учета в текущем режиме, который доступен в рамках мониторинга, позволяет избежать пеней и штрафов.
Есть ли ложка дегтя в бочке с медом? Разумеется! Во-первых, ИФНС постоянно удаленно контролирует учет. Во-вторых, к системе внутреннего контроля перевозчика предъявляются высокие требования. Безавтоматизированной и функциональной СВК в налоговом мониторинге делать нечего. А ее внедрение – это время и дополнительные расходы. В-третьих, полученное от налоговой мотивированное мнение носит отнюдь не информирующий или рекомендательный характер – оно обязательно к выполнению. Это касается мотивированного мнения как по инициативе налоговой, так и по запросу налогоплательщика. Единственная возможность не выполнять мотивированное мнение – оспорить его в центральном органе ФНС РФ.
Количество показов: 318
Теги данной публикации: налоговый учет
Комментарии
Тут пока нет комментариев. Будьте первыми!