Без электронного документооборота сегодня почти не обойтись. Организация и применение этого инструмента автоматизации и оптимизации бизнес-процессов имеют свои особенности в каждой отрасли. Сегодня на повестке дня ЭДО в сфере перевозок.
Начнем с первички.
Транспортная накладная
ТН стала по-настоящему функциональным документом. С ее помощью контрагенты могут подтверждать расходы на перевозку. Форма позволяет использовать транспортную накладную в качестве первичного бухгалтерского документа. Но только если в ней заполнен соответствующий раздел. Когда ТН содержит необходимые для учета сведения в разделе 12, акт на услуги перевозки можно не составлять.
Накладной подтверждается заключение договора на услуги перевозки. Фактически документ легитимизирует сделку (ГК РФ ст. 785, ФЗ №259 от 08.11.2007). Что касается подтверждения расходов, ТН принимается в качестве первичного документа для бухгалтерского, налогового учета. И, конечно, накладная может быть электронной.
Оформлять ли товарно-транспортную накладную в дополнение к ТН? Решайте сами. Использовать два документа необязательно. Обойтись одной лишь ТТН не получится. Товарно-транспортная накладная не является первичным учетным документом. Она не может использоваться для подтверждения расходов на перевозку для целей бухгалтерского и налогового учета. Ее задача – подтвердить доставку товара покупателю со склада продавца.
Транспортная накладная оформляется по правилам, установленным ФЗ №204 от 06.12.2011 и ст. 252 НК РФ. Она содержит обязательные реквизиты первичного документа, сведения о грузе (наименование, приемка и сдача, стоимость перевозки, подписи представителей сторон).
Важно: применение ТТН в дополнение к ТН в некоторых случаях является обязательным. Речь, в частности, идет о перевозке спиртосодержащей продукции, этилового спирта. ТТН оформляется и при доставке товара покупателю, и при внутреннем перемещении (между складами поставщика).
Не оформляется транспортная накладная, если товар со склада поставщика покупатель забирает самовывозом. Затраты на перевозку в этом случае подтверждаются, например, путевым листом. А поставщик (он же перевозчик) оформляет документы на отгрузку.
Что касается формата ТН, бумажный документ используется все реже. Тем не менее пока оформление электронной ТН обязательным не является. Но в 2023 году ситуация может измениться. В общем, самое время переходить на ЭДО.
Чтобы работать с электронными транспортными накладными, необходимо подключение к ГИС ЭПД. В систему выгружаются заполненные документы.
Обмен документами осуществляется через оператора ЭДО. Заключите договор с любой компанией из реестра Минтранса (ФЗ №259 от 08.11.2007, ст. 2). Чтобы электронный документооборот заработал, к нему должны быть подключены все участники: перевозчик, грузополучатель, грузоотправитель. И каждому понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.
Важно: ГИС ЭПД находится в процессе тестирования. Информация в систему будет выгружаться согласно правилам, которые утверждены постановлением №281 в марте 2022. Заработает ГИС ЭПД с сентября текущего года.
Заполнение ТН
Чтобы электронный документооборот нормально работал, формы должны правильно заполняться, подписываться и своевременно выгружаться в информационную систему. Остановимся на первом этапе – заполнении разделов.
Для перевозчика актуальны разделы 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, причем в некоторых он заполняет только свои данные. Это, например, сведения о поставщике транспортных услуг и водителе, автомобиле и т.п. Например, в разделе 7 перевозчик указывает не только технические и регистрационные сведения о транспортном средстве, но и тип владения им (безвозмездное пользование, лизинг, аренда, собственность). Сведения подтверждаются соответствующими документами. Их реквизиты указываются в ТН. Дополнительно в транспортной накладной перевозчик указывает реквизиты специальных разрешений (на транспортировку опасного груза, движение крупногабаритного транспорта по маршруту и т.п.).
При заполнении ТН особое внимание рекомендуется уделить разделам 8 и 9. В разделе 8 должны быть указаны реквизиты водителя и стоять его подпись. Без этого договор перевозки не считается заключенным. Кроме того, водитель должен указать в соответствующей графе замечания к состоянию груза (тара, упаковка, время погрузки и другое).
Девятый раздел заполняется при переадресовке груза. Важно, чтобы указания о ней давались уполномоченным лицом. Грузоотправитель это или грузополучатель, отражено в разделе 5.
Стоимость услуг перевозчика
Раздел 12 транспортной накладной стоит рассмотреть отдельно. Его заполнение вменяется в обязанность перевозчику, если ТН используется в качестве бухгалтерской первички. Такое требование отражено в ФЗ №2402 от 06.12.2011.
В ценовом разделе указываются следующие сведения:
- цена услуг;
- налоговая ставка;
- сумма НДС;
- стоимость услуги с НДС;
- реквизиты договора перевозки;
- реквизиты заказчика услуг перевозки (того, кто их оплачивает).
Подписывается электронный документ представителем перевозчика, лицом, ответственным за оформление факта хозяйственной деятельности.
Если перевозчиков несколько
ГК РФ (ст. 785) указывает на то, что оформление транспортной накладной подтверждает заключение договора перевозки. Соответственно, если перевозчиков несколько, создается соответствующее количество электронных документов.
Грузоотправителем при этом может выступать один из перевозчиков. Это обычная практика, когда к транспортировке груза привлекаются разные компании. А грузополучатель по договору не меняется. То есть в каждой транспортной накладной указывается конечный покупатель (уполномоченное лицо).
Перевозка третьими лицами увеличивает налоговые риски. И повышаются они, в том числе, у добросовестных перевозчиков, которые правильно оформляют документы, грамотно ведут учет и исправно платят налоги. В субперевозках ФНС нередко усматривает схему ухода от налогов и требует доказательства реальности сделок. Если с документами что-то не так, в признании расходов будет отказано, еще и доначисления сделают.
Отметим, что субперевозки действующим законодательством не запрещены. Ограничения на них не установлены ни НК РФ, ни ГК РФ. Тем не менее доказывать реальность сделок перевозчикам приходится.
Если не ТН, то что?
Чем подтвердить расходы, если не оформлена, некорректно оформлена, утрачена транспортная накладная? На легальность договорных отношений между заказчиком услуг и перевозчиком указывают договор, товарно-транспортная накладная (ТТН), счет-фактура, платежное поручение. В качестве дополнительных документов могут использоваться акт выполненных работ, путевой лист, приказ о командировке водителя и т.п.
Но спешим предостеречь: ФНС отсутствие ТН не любит. Отсутствие транспортной накладной может иметь налоговые последствия (недоимка, штраф, пени). Чтобы минимизировать риски, используйте электронную ТН, корректно заполняйте актуальные разделы, следите за тем, чтобы сертификат ЭЦП у уполномоченных лиц был действующим.
Количество показов: 428
Теги данной публикации: ЭДО
Комментарии
Тут пока нет комментариев. Будьте первыми!