В бизнесе оплата труда подчиняется правилам рынка, по крайней мере в большей степени. Трудовое законодательство регулирует ее уровень на минималках. Безусловно, все знают о том, что такое МРОТ и расчет каких выплат к нему привязан.
В муниципальной сфере и госучреждениях все несколько сложнее. И зарплатная бухгалтерия здесь требует не только точных расчетов как таковых, но и соблюдения определенных соотношений. Речь идет о соотношении размера зарплат работников и руководителей.
Начнем с того, кому это актуально. Контрольное соотношение размеров зарплаты считают ежегодно муниципальные унитарные предприятия, региональные и федеральные ГУП. Также ограничения действуют для государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов ОМС. Стоит упомянуть и нормативную базу. Ориентироваться необходимо на ст. 145 ТК РФ, Положение, утвержденное постановлением №922 от 24.12.2007.
Если коротко, суть зарплатных ограничений в следующем: если соотношение превышает допустимый показатель, с главбухом, заместителем директора, директором могут расторгнуть договор.
Устанавливаем соотношение зарплат
Условия оплаты труда обычных сотрудников и руководителей прописываются в трудовом договоре. Если речь идет о муниципальном или госучреждении, важно учитывать предельное соотношение зарплат работников разных категорий при определении окладов. Ограничения не распространяются на учреждения, включенные в специальные перечни. Последние утверждаются Правительством, органами местного самоуправления и государственной власти.
Определяется предельное соотношение зарплат учредителем предприятия или организации. Значение не должно превышать установленное:
-
Нормативными актами Правительства – для государственных внебюджетных фондов, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий.
-
НПА субъектов федерации – для территориальных фондов ОМС, государственных учреждений субъектов, государственных унитарных предприятий субъектов.
-
НПА органов местного самоуправления – для муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
Соответствующий порядок определения зарплатных соотношений установлен ст. 145 ТК РФ. Его нарушение имеет прямые юридические, финансовые и репутационные последствия.
Соотношение зарплаты руководителей и работников муниципальной сферы и госсектора рассчитывается по формуле:
Среднемесячная зарплата руководителя, его замов и главбуха / Среднемесячная зарплата других сотрудников.
Данные берутся за календарный год.
Среднемесячная зарплата каждой категории сотрудников рассчитывается по формуле:
Начисления за год / среднесписочная численность работников соответствующей категории / 12 месяцев.
Что делать, если математика не сходится?
Превышение предельного соотношения зарплат – не редкость в государственном и муниципальном секторе. Худшее, что можно сделать, обнаружив проблему, оставить все как есть. Ближайшая проверка выявит нарушение, и налогоплательщику придется объясняться с регуляторами.
Более экологичный путь – скорректировать систему оплаты труда. Кто будет это делать, зависит от того, какой должности касается превышение. Если речь о зарплате руководителя, вносить коррективы в систему оплаты труда придется учредителю. Варианта два: пересмотреть зарплату директора, понизив ее, или повысить зарплату другим сотрудникам, чтобы выровнять контрольное соотношение.
Превышение зафиксировано по зарплате главного бухгалтера или заместителей директора? Руководитель может скорректировать систему оплаты труда самостоятельно, без уведомления и привлечения учредителя.
Особенности расчетов
Считать зарплаты и определять их предельное соотношение необходимо с учетом некоторых нюансов. Типичные ошибки, на которые указывают проверяющие, – включение в расчеты выплат по листам нетрудоспособности, невключение отпускных, среднего заработка в командировках. Порядок расчета предельного соотношения зарплат предусматривает противоположные действия. То есть средний заработок в командировках и отпускные учитываются при определении соответствующих сумм, а больничные – нет. Обращаем на это внимание молодых специалистов, которые начинают карьеру в государственной и муниципальной бухгалтерии.
Что касается определения соотношения зарплат руководителей и сотрудников МУП и ГУП, все начинается с расчета среднемесячной зарплаты. Согласно Положению, утвержденному постановлением №922 от 24.12.2007, при расчете учитываются все начисления и выплаты: оклад, доплаты, надбавки, премии, компенсации.
Отдельно отметим среднекомандировочную зарплату и отпускные. В первом случае обратить внимание стоит на график работы сотрудников. Командировки вне графика (в выходные, праздники) оплачиваются по повышенному тарифу. Это нужно учесть при расчете среднего заработка за время служебных поездок. Отпускные де-факто являются такими же зарплатными выплатами, как и оклады, премии и надбавки. Соответственно, они должны включаться в расчеты в полном объеме.
Выплаты по больничным листам при определении среднемесячной зарплаты и, соответственно, соотношения зарплат руководителей и работников не учитываются, поскольку к зарплате напрямую отношения не имеют. Они являются частью социального (страхового) обеспечения. Такие выплаты попадают под другие гарантии (гл. 28 ТК РФ). Больничные не включаются в расчеты, согласно нормам ст. 183 ТК РФ, ст. 1.4 ФЗ №255 от 29.12.2006.
Публичные сведения о зарплатах
Зарплатная специфика в муниципальном и государственном секторе не ограничивается необходимостью считать соотношение зарплат руководителей и работников, отслеживать ограничения и корректировать систему оплаты труда, если предельные показатели превышены. На нее действует фактор публичности. Информация о среднемесячной зарплате руководящего состава (директор, заместители, главный бухгалтер) соответствующих организаций и учреждений раскрывается. Информация размещается на официальных сайтах учреждений, сайтах учредителей муниципальных фондов и организаций.
Важно: персональные данные людей, которые занимают соответствующие должности, не раскрываются (за исключением ФИО). Запрещено размещать на сайтах учреждений и компаний конфиденциальные сведения, идентификаторы индивидуальных средств коммуникации (номера телефонов, например), а также почтовые адреса и любые сведения, позволяющие определить местожительство сотрудников (ст. 349,5 ТК РФ, Постановление №1521 от 28.12.2016).
В остальном начисления и бухучет зарплаты в муниципальном и государственном секторе такие же, как в бизнесе. Разница лишь в том, что ежегодная индексация проводится в обязательном порядке и находится на особом контроле ГИТ и федеральной налоговой.
Остались вопросы – давайте осудим.
Нужна консультация по зарплатному учету в госсекторе и муниципальных учреждениях, предприятиях – наши эксперты к вашим услугам!
Количество показов: 130
Теги данной публикации: #Отдел зарплаты и кадров
Комментарии
Тут пока нет комментариев. Будьте первыми!