Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, постоянно пополняется новыми позициями. Речь идет, в частности, о «Честном знаке». Если товар, подлежащий обязательной маркировке, не промаркирован надлежащим образом, его невозможно ввести в РФ. Таможня просто не выпустит груз.
Что маркировать, как взаимодействовать с таможней, что ждет нарушителей? Давайте разберемся.
Маркировка разная нужна
Начнем с главного. Маркировка «Честный знак» не отменяет маркировку ЕАС. Она наносится на товар дополнительно. На февраль 2022 10 групп товаров должны иметь обязательную электронную маркировку. Это фотоаппаратура (лампы-вспышки, фотоаппараты), покрышки и шины, туалетная вода и духи, одежда из меха, обувь, товары легкой промышленности, сигареты и табак, лекарства, минеральная вода в упаковке, молочная продукция.
Запрет на оборот немаркированных товаров из указанных выше групп уже вступил в силу. Но есть исключения. До декабря 2022 у фермерских хозяйств есть отсрочка по маркировке молочной продукции. Перенесен на 6 месяцев срок перехода упакованной воды на обязательную маркировку (Постановление №477 от 26.03.2022).
Также отметим, что отдельные товары маркируются в экспериментальном режиме. Последний действует до конца августа текущего года. Экспериментально маркируются слабоалкогольные напитки, пиво, антисептики и БАДы. Завершена экспериментальная маркировка инвалидных кресел-колясок и велосипедов. Вероятно, вскоре для них установят сроки обязательной маркировки. Импортерам, которые вводят такие товары, рекомендуем отслеживать изменения в законодательстве.
Как маркировать товар?
Система «Честный знак» допускает три варианта маркировки. Во-первых, маркировать товар можно на производстве. Если речь об импорте, то бремя усиленного контроля за маркировочным процессом ложится на покупателя. Производитель может допустить ошибки, которые дорого обойдутся импортеру. Как минимизировать риски? Если товар впервые маркируется на производстве, осматривайте партию до подачи таможенной декларации. Если обнаружатся ошибки в маркировке, будет время и возможность их исправить. Если некорректную маркировку выявит при досмотре инспектор, ответственности не избежать.
Во-вторых, маркировать товар можно на пути следования от поставщика к покупателю. Так называемым перевалочным пунктом может стать склад в Финляндии, Литве, Латвии, Эстонии и т.д. Преимущество сотрудничества со складским комплексом очевидны: большой опыт работы с грузами для конкретной страны уменьшает риск ошибок в маркировке. Маркируют товары на таких складах в период ожидания формирования сборного груза. К месту назначения партия прибывает со всеми необходимыми средствами идентификации.
В-третьих, можно нанести маркировку уже в РФ. Для этого груз помещается под таможенную процедуру временного хранения. На складе наносится необходимая маркировка. Выпускается груз промаркированным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Важно: для маркировки нужно несколько условий. Первое – регистрация импортера в системе «Честный знак». Второе – соответствующие технические возможности для нанесения, считывания маркировки на производстве или складе. Третье – наличие описания маркируемого товара, регистрация его в «Честном знаке», заказ кодов маркировки.
Также нужно учитывать затраты на маркировку. Стоимость кодов определяется Постановлением №577 от 08.05.2019.
Как взаимодействовать с таможней?
Маркировка на этикетке и для таможни – разные вещи. Двухмерного QR-кода, который размещают на этикетке, недостаточно для прохождения таможенного контроля. Ему должен соответствовать цифро-буквенный код. Этот код указывается в таможенной декларации. Количество кодов соответствует количеству товара в партии.
Таможенное оформление маркированных товаров можно осуществлять самостоятельно и с помощью посредника. Выбор остается за импортером. Но важно просчитывать риски, знать цену ошибки и учитывать особенности операций с конкретными товарами. А при аутсорсинге ВЭД – сотрудничать с профессионалами.
За что накажут нарушителей?
Маркировка находится на особом контроле у таможни. Правильность указанных в декларации кодов проверяется тщательно. И ошибки выявляются нередко. Они могут быть чисто техническими. Чем больше партия товара, тем больше уникальных кодов указывается в декларации. А чем больше символов, тем выше вероятность опечатки.
При выявлении ошибки таможня уведомляет импортера об обнаружении неверного кода. При получении такого уведомления приходится перепроверять товарные позиции, искать и исправлять ошибку. А после – подавать корректировку к таможенной декларации.
Если вы работаете с брокером, это не страхует от ошибок. Специалист по таможенному оформлению не проверяет правильность маркировки перед декларированием, у него нет соответствующих возможностей (доступа к товару). Проверка корректности кодов – забота и обязанность импортера.
Неправильный код можно исправить. После корректировки декларации товар пройдет таможенную процедуру и будет выпущен. А если маркировка не нанесена, на выпуск рассчитывать не стоит. Что делать, если столкнулись с такой проблемой?
Варианта два:
1. Отправить партию обратно поставщику.
2. Переместить груз на таможенный склад в рамках соответствующей процедуры, зарегистрироваться в «Честном знаке», запросить коды, нанести маркировку и подать декларацию снова.
Важно: размещение товара на складе временного хранения на терминале и помещение под процедуру «Таможенный склад» – не одно и то же. Складов, где можно промаркировать товар, немного. Переброска партии – дополнительные расходы. Да и затягивание процедуры импорта выльется в копеечку.
Нарушителей сроков и правил маркировки ждут штрафы по ст. 15.12 КоАП. Приобретение с целью перепродажи, перевозка, хранение, продажа немаркированного товара обойдутся фирме в 50–300 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю – в 5–10 тысяч рублей. Также предусмотрена конфискация товара. И административной ответственностью дело может не ограничиться. Особо крупный и крупный размер (стоимость немаркированного товара 1 500 000+ рублей и 400 000+ соответственно) предусматривают уголовную ответственность (УК РФ ст. 171.1).
И это еще не все. Штрафы предусмотрены за отсутствие регистрации импортера в «Честном знаке», за непредоставление сведений о маркировке, несоблюдение сроков предоставления этих сведений.
Так или иначе, но ошибки при импорте товаров, подлежащих обязательной маркировке, обходятся дорого. Хотите минимизировать риски? Передайте ВЭД на аутсорсинг. Специалисты позаботятся о соблюдении норм действующего законодательства, отследят все отсрочки, проинформируют об изменениях в распоряжениях и постановлениях, касающихся маркировки отдельных групп товаров. Также они оформят необходимые таможенные документы, проконсультируют по работе с «Честным знаком», бухучету и налогообложению импорта.
Количество показов: 840
Теги данной публикации: импортмаркировка