Кассовые разрывы – явление нередкое. Они не считаются чем-то критичным, в отличие от дефицита денежных средств. В торговле и других сферах с кассовыми разрывами периодически приходится иметь дело почти каждому. Возникают они, если коротко, когда имеющихся на счетах средств хватает только на оплату аренды и коммуналки, а нужно платить еще проценты по кредитам, зарплату и налоги. Кассовые разрывы свидетельствуют о временной невозможности компании исполнять финансовые обязательства, а не о ее неприбыльности.
Обнаружить разрыв можно, только если грамотно ведется учет денег. И давайте сразу начистоту: простой формулы «приход минус расход» будет недостаточно. Если компания прибыльная, у нее есть деньги. Если у прибыльной компании временно нет возможности исполнять финансовые обязательства, значит, деньги где-то застряли и их нужно найти. Возможно, стоит поработать с дебиторской задолженностью.
Также нередко к кассовым разрывам приводит выемка денег из кассы до того, как исполнены финансовые обязательства и оставшиеся в кассе средства квалифицированы как прибыль. Об этом и других причинах появления временных финансовых трудностей читайте дальше.
5 способов попасть в кассовый разрыв
С кассовыми разрывами чаще всего сталкивается малый бизнес. На нескольких примерах рассмотрим типичные случаи временной финансовой просадки прибыльной компании.
1. Преждевременная выемка денег из кассы
Довольно часто в такую ситуацию попадают начинающие предприниматели. Фирма А заключает выгодный контракт на поставку непродовольственных товаров фирме И. Клиенту отправляется первый заказ. Фирма А на радостях начинает ремонт в торговых помещениях, не дождавшись завершения поставки, ее документального подтверждения и внесения клиентом остатка денежных средств. Заказанные для ремонта материалы нужно оплачивать, клиент задерживает платеж. Добро пожаловать в кассовый разрыв.
Главной ошибкой фирмы А в этой ситуации является присвоение еще не поступивших денег. Во избежание кассовых разрывов не стоит тратить то, чего на счету еще нет.
2. Ошибки при подсчете расходов
Типография получает заказ на крупную партию каталогов для магазина парфюмерии и предоставляет клиенту 30-дневную отсрочку платежа. Отсрочка считается от даты сдачи заказа. У типографии на счету 200 тысяч рублей, ТМЦ на складе хватает для печати каталогов.
Заказ берется в работу. Но через несколько дней бухгалтер напоминает руководителю о том, что нужно оплатить счет за обслуживание типографских станков. Со счета улетает 100 тысяч. Партия каталогов допечатывается и отправляется клиенту. Еще через несколько дней типография закупает бумагу на 90 тысяч рублей. А через неделю подходит срок выплаты заработной платы, оплаты аренды и коммуналки. На счету 10 тысяч рублей, расчет за каталоги будет минимум через неделю. Получите, распишитесь – кассовый разрыв, да еще с рисками получить штраф за просрочку выплат сотрудникам и неустойку по аренде.
Во избежание таких ситуаций рекомендуем вести платежный календарь. Это поможет при подсчете расходов и определении допустимого срока отсрочки платежа.
3. Пренебрежение проектными рисками
Мебельная мастерская получает заказ на дизайнерские стулья с 50% предоплатой. Окончательный расчет – после сдачи заказа. Бизнес получает предоплату, ищет дерево, разрабатывает дизайн, изготавливает первое изделие, предъявляет клиенту. Клиент требует другой цвет/форму/текстуру, и приходится снова искать материалы, переделывать работу. Подходит срок выплаты зарплаты, а деньги с предоплаты потрачены на дерево, лаки/краски и т.п. Возникает кассовый разрыв.
Руководитель уговаривает мастеров доделать заказ, клиент принимает стулья, переводит остаток суммы. Мастерская выплачивает зарплату, остается со средствами на счету.
Во избежание кассовых разрывав в проектном бизнесе рекомендуется работать или по полной предоплате, или с поэтапной оплатой (за дизайн, за конструкционное решение, за каждую единицу товара и т.п.).
4. Незаметное увеличение расходов
Крупный интернет-магазин наращивает объем продаж по сезону. Денег на счету полно, заказы сыплются как из рога изобилия. Приходит время оплачивать рекламу на Яндексе. Клик подорожал, и сумма к оплате вместо 300 тысяч – 500. Не проблема, деньги-то есть. Можно еще товар закупить, да и компьютеры в колл-центре сменить заодно.
Заканчивается сезон, продажи падают, а возросшие расходы (в частности, на рекламу) остаются. Время расплачиваться с поставщиками, а на счету пусто. Добро пожаловать в кассовый разрыв.
Отслеживайте расходы вне зависимости от количества заказов и поступающих денег. Если расходы увеличиваются (дорожает реклама), считайте эффективность кампании и корректируйте ее при необходимости. А еще лучше − перед сезоном активных продаж считайте юнит-экономику и не выходите за лимит в рамках рекламной кампании.
5. Избыточное списание
В мини-кафе ежемесячно списывается просрочка на 50 тысяч рублей. Сумма не меняется год, два, три. Она заложена в бюджет. В расходах, помимо списания, присутствует зарплата директора кафе в размере 150 тысяч рублей, зарплата повара – 50 тысяч и двух официантов – столько же. В один из месяцев директор замечает, что ушел в минус на 50 тысяч. Время выплачивать сотрудникам зарплату, а денег не хватает. Оказывается, повар удвоил списание и в расходы ушло 100 вместо 50 тысяч.
Избежать кассового разрыва такого типа позволяет запас денежных средств. И не помешает отслеживание списаний.
Как не доводить до кассовых разрывов?
Риск возникновения разрывов будет существенно ниже, если:
-
Вести платежный календарь и своевременно реагировать на финансовые форс-мажоры.
-
Брать предоплату с учетом сроков реализации проекта и текущих расходов.
-
Работать с отсрочкой платежа, которая не обнуляет банковский счет.
-
Иметь денежные средства в запасе.
А также если тратить выручку после того, как исполнены актуальные налоговые, зарплатные, арендные и другие обязательства.
Количество показов: 229
Теги данной публикации: кассапроизводствоторговля