Организации, занимающиеся несколькими видами деятельности, участвующие в тендерах и госзакупках, ведут раздельный учет. И это касается не только финансовой части. Разделение учета обеспечивает полноту и прозрачность контроля эффективности бизнес-процессов, качества выполненных работ, произведенных и поставленных товаров, оказанных услуг.
Выполнение гособоронзаказов (ГОЗ) имеет свою специфику, в том числе и с точки зрения бухгалтерии. Раздельный учет в секторе обязателен, причем не только для главного исполнителя, но и для всех субподрядчиков, а также их поставщиков. Другими словами, раздельный учет должны вести предприятия и организации всей цепочки. Подрядчики, субподрядчики и их контрагенты в этой цепочке являются кооперацией главного исполнителя (ФЗ № 275 от 29.12.2012).
Раздельный учет по заказу ведется всеми участниками кооперации так, чтобы исполнение заказа прослеживалось на каждом этапе. Это обусловливает специфику оформления документов, хранения данных, осуществления, подтверждения, отражения в учете финансово-хозяйственных операций и составления отчетности. Прослеживаемость в рамках ГОЗ нужна, прежде всего для осуществления госрегулирования цен и контроля за финансированием. Не меньшее значение имеет контроль исполнения контракта, начиная от сроков и качества материалов, сырья, заканчивая качеством готовой продукции.
Организация учета
Раздельный учет главный исполнитель и участники кооперации ведут в разрезе контрактов. Цикл прослеживается от закупки сырья, доставки материалов, хранения запасов, отпуска их в производство до контроля качества и поставки товаров заказчику. В этой парадигме ведут бухгалтерию все подразделения организации, задействованные в исполнении госконтракта: закупка, логистика, склад и т.п.
Учет результатов финансово-хозяйственной деятельности ведется по специальным правилам (Постановление № 47 от 19.01.1998):
-
Отдельно по каждому контракту, с учетом каждой операции в составе ресурсов последнего
-
С оформлением первички на отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу
-
С идентифицированным (серийным) количественным учетом МПЗ
-
С обособленным отражением привлеченных собственными силами дополнительных ресурсов
-
С раздельным учетом средств и ресурсов, перенаправленных с исполнения контракта на исполнение обязательств по другим ГОЗ
-
С обязательной отчетностью с полным раскрытием информации об использованных ресурсах
В рамках раздельного учета правила и порядок его организации каждый участник кооперации определяет самостоятельно. Например, затраты на исполнение ГОЗ можно отражать на отдельных субсчетах счетов бухучета. Также можно учитывать операции по оборонзаказу в отдельных регистрах.
Стоимость продукции в рамках ГОЗ – отдельная тема. Исполнители формируют ее в особом порядке. То же самое касается общей себестоимости контракта.
Финрезультат определяется отдельно по каждому контракту как разница между зафиксированной договорной ценой и ценой реализации, в составе которой учтена сумма расходов. Цена контракта определяется по правилам, установленным Постановлением № 1465 от 02.12.2017.
Учет контрактов и документооборот
Реализация учета в рамках ГОЗ имеет несколько особенностей. Каждому контракту госзаказчик с главным исполнителем присваивают идентификатор (Приказ Минобороны № 475/13н от 11.08.2015). Он служит кодом для раздельного учета и используется всеми исполнителями в цепочке. Идентификатор указывается в первичных документах и бухгалтерских базах. По нему легко отслеживается любая операция в рамках госзаказа. Чтобы использовать идентификатор, исполнители дорабатывают формы первички. Это касается как бумажных, так и электронных форматов.
Правильно организованный документооборот лежит в основе грамотного раздельного учета. Ключевое здесь вот что: документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности, должны отражать их принадлежность к исполнению конкретного контракта. В остальном бухгалтерская первичка оформляется, передается и хранится по общим правилам.
Что касается нюансов, учетные и отчетные формы могут содержать дополнительные строки, графы и даже разделы. Стандартные формы дорабатываются для обеспечения детальной фиксации этапов исполнения контракта, например, выделения определенной части затрат.
Дополнительно в документообороте по ГОЗ используются свободные оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов, регистры, сводные документы. Формы утверждаются в установленном порядке и закрепляются в учетной политике предприятия.
Особое внимание участникам цепочки рекомендуется обратить на финансовые документы, в частности первичку, подтверждающую расходы на исполнение заказа. Счета, ведомости, акты заказчик может запросить в любое время, а исполнитель обязан их представить (ФЗ № 275 от 29.12.2012).
Со специфическими документами в рамках ГОЗ компаниям также приходится иметь дело. В первую очередь речь идет о запросах и обосновании прогнозной цены. Формы документов утверждены ФАС приказом № 995/22 от 16.12.2022. Непредставление или несвоевременное представление обоснований влечет за собой административную ответственность. О репутационных потерях нечего и говорить.
Бухгалтерия ГОЗ
Учет контракта по гособоронзаказу ведется параллельно с общим бухгалтерским и налоговым учетом. Алгоритм применяется каждым участником кооперации главного исполнителя.
Организуется учет на основании данных бухучета. Показатели берутся из регистров с принятием во внимание правил и ограничений, установленных приказом Минпромторга № 334 от 08.02.2019. Касается это прежде всего порядка определения состава затрат. Указанный порядок обязателен к применению всеми участниками ГОЗ. Он действует в отношении планируемых и фактических затрат на производство.
Общие правила учета также соблюдаются. Затраты на исполнение контракта подтверждаются документально, группируются по калькуляционным статьям по целевому назначению, преимущественно прямым методом относятся на себестоимость продукции.
Раздельный учет в рамках ГОЗ требует доработки плана счетов. Без этого невозможно реализовать оптимальный синтетический и аналитический учет по контрактам. Доработка предполагает открытие к бухгалтерским счетам субсчетов первого, второго и других порядков. Например, к 20 счету, на котором отражаются затраты на основное производство, открывается субсчет первого порядка для каждого контракта.
Общепроизводственные расходы при исполнении ГОЗ также учитываются в рамках ограничений, предусмотренных упомянутым выше приказом № 334 (Приложение № 5). В состав таких затрат включается амортизация НМА и оборудования, оплата труда и страховые взносы, внутризаводская логистика, испытания в рамках технологических процессов, связанных с исполнением заказа, охрана труда.
Управленческие расходы в рамках ГОЗ учитываются согласно Приложению № 6 Приказа № 334.
Зарплата учитывается в общем порядке. Если сотрудник выполняет работы по нескольким заказам, выплаты по каждому начисляются, распределяются на общепроизводственные, общехозяйственные расходы и учитываются отдельно.
Выполняете ГОЗ впервые и нужна грамотная организация раздельного учета? Наши эксперты к вашим услугам!
Количество показов: 121
Теги данной публикации: #Разбираем темугосзакупки