Юридические лица по закону могут сотрудничать не только с другими юрлицами и индивидуальными предпринимателями, самозанятыми, но и с физлицами без специального статуса. Ограничения по контрагентам есть в нескольких сферах деятельности, но сейчас не об этом. Подавляющее большинство компаний в сфере услуг, торговле, социальной работе, образовании и т.д. могут сотрудничать с физлицами. И в порядке этого сотрудничества кое-что изменилось в 2023 году. Если коротко, за физлиц нужно платить страховые взносы как за штатников. А также придется уведомлять Соцфонд (СФР) о заключении договоров ГПХ.
Изменения, которые рассматриваются в статье, актуальны для тех, кто сотрудничает с физлицами по договорам авторского заказа, лицензионным договорам и договорам на оказание услуг, выполнение работ. С волонтерами (возмещение расходов по ГПД), иностранцами (оказание услуг и выполнение работ за пределами РФ) работаем по старым условиям. То же самое касается сотрудничества по договорам о передаче имущественного права в пользование или права собственности на имущество.
Страховые взносы
В 2022 году за физлицо организации платили 22% взнос в Пенсионный фонд и 5,1% на ОМС. С января 2023 затраты компаний-заказчиков увеличиваются. Введена новая единая ставка – 30%. Ее приравняли к ставке по страховым взносам за штатных сотрудников.
Условия страхования, соответственно, тоже уравняли. Физические лица, являющиеся исполнителями работ или поставщиками услуг по гражданско-правовым договорам, теперь имеют те же социальные гарантии, что работники, заключившие с компанией-заказчиком трудовые договоры.
За неуплату страховых взносов предусмотрены определенные санкции (НК РФ ст. 122). Ответственность в случае неуплаты за штатных сотрудников и физлиц на ГПД одинаковая. И пеня начисляется такая же.
Выгоды физлиц с учетом актуальных изменений очевидны: им становится доступен оплачиваемый больничный, пособия по БиР и уходу за ребенком. Правда, многие исполнители смогут воспользоваться социальными гарантиями только в 2024 году. В 2023-м пособия доступны тем, за кого в прошлом году были перечислены взносы в ФСС в сумме 4 833,72 ₽ и больше.
Как компании узнать, накоплена ли нужная сумма и будет ли у исполнителя оплачиваемый больничный? На сегодняшний день никак, поскольку механизм еще не разработан.
Изменение ставки по страховым взносам нивелировало выгоды сотрудничества с физлицами без специального статуса. Очевидно, что компаниям проще привлекать в качестве исполнителей тех же индивидуальных предпринимателей или самозанятых. За них не нужно платить НДФЛ и страховые взносы.
Единая предельная величина базы по ОПС
Продолжаем тему страховых взносов. Еще одно изменение касается предельной базы по ОПС. Ее заменили на ЕПВБ. И дело не только в новой терминологии. Единая предельная величина базы предусматривает больший процент и сумму взносов.
Предельная база по ОПС в 2022 году была 1 565 000 ₽. ЕПВБ в 2023 – 1 917 000 ₽. При превышении единой предельной величины базы платится дополнительно 15,1%.
Суть базы не изменилась. Она представляет собой утвержденную планку дохода физического лица, которая определяет размер взносов на обязательное пенсионное страхование. Если планка не превышена, платится стандартный взнос. В 2022 его размер составлял 22%. На сумму свыше предельного дохода для ОПС начислялись 10% страховые взносы. Согласно изменениям действующего законодательства, превышение предельной базы подорожало. Теперь сверх планки придется платить взносы в размере 15,1%.
Приведем два примера:
-
2022 год. Компания заплатила физлицу 2 млн. рублей за год. Предельная база по ОПС – 1 565 000 рублей. Взносы с этой суммы – 22%. С превышения (435 000 рублей) – 10%. Общая сумма страховых взносов – 356 500 рублей.
-
2023 год. Компания заплатит физлицу 2 млн. рублей за год. Единая предельная величина базы – 1 917 000 рублей. Взносы с этой суммы – 30%. С превышения (83 000 рублей) – 15,1%. Общая сумма страховых взносов – 587 633 рублей.
Уведомление СФР
Заключение ГПД регуляторы стремятся держать под контролем. ФНС и Трудовая инспекция следят за тем, чтобы трудовые отношения не подменялись гражданско-правовыми. У Соцфонда другие задачи. Ему информация о договорах с физическими лицами без специального статуса нужна для обеспечения соответствующих социальных гарантий и контроля уплаченных взносов.
Согласно новым правилам, при заключении и расторжении ГПД компания-заказчик услуг или работ должна уведомлять СФР. На исполнение обязанности у юрлица есть один рабочий день с момента оформления или прекращения правоотношений с физлицом без специального статуса. Форма ЕФС-1 подается в электронном виде.
За непредставление информации о новых или расторгнутых договорах или просрочку уведомления предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу каждое нарушение обойдется в 300−500 рублей.
Важно: ответственность является персональной. То есть штраф налагается не на компанию, а на специалиста, не отправившего уведомление своевременно.
Что касается изменений в гражданско-правовых договорах, информацию о них Соцфонд не требует. То же самое касается дополнительных соглашений к ГПД.
Не нужно уведомлять СФР и в случае, если не физлицо получает доход от компании, а наоборот.
Уведомление Соцфонда о заключении и расторжении ГПД позволяет отслеживать сотрудничество физических лиц без специального статуса с бизнесом. Выполняя работы для компании или оказывая услуги, исполнитель имеет право на социальное страхование и соответствующие гарантии. Реализацию этого права обеспечивает исполнение заказчиками услуг и работ обязанности по уведомлению СФР о начале и прекращении гражданских правоотношений.
Сотрудничество с физлицами без специального статуса существенно подорожало. К тому же усложнилось администрирование. Но для оптимизации налоговой нагрузки у тех, кто сотрудничает с физлицами вне штата, остались возможности. Работы и услуги можно заказывать у ИП и самозанятых. Они платят налоги и страховые взносы сами. И в бухучете выплаты таким исполнителям отражать проще.
Если у вас назревает сотрудничество с физлицами без специального статуса, согласуйте с исполнителями возможность регистрации ИП или работу на НПД. Самозанятым сейчас можно стать за считанные минуты. Оформление доступно через приложения крупных банков и непосредственно в «Моем налоге». Важно лишь, чтобы деятельность новоиспеченного самозанятого попадала под НПД.
Если будущий сотрудник намерен зарегистрировать ИП, проверьте коды ОКВЭД. Они должны соответствовать выполняемым работам или оказываемым услугам. Если налоговики в ходе проверки выявят несоответствие, включатся нормы для физлиц – НДФЛ, страховые взносы и т.п. Выгоды от сотрудничества будут нивелированы. И придется сдавать корректировочную отчетность. О пенях и штрафах тоже забывать не стоит.
До регистрации физлицом статуса индивидуального предпринимателя или самозанятого расчеты осуществляются с учетом изменений, упомянутых выше.
Количество показов: 392
Теги данной публикации: физическое лицо







