Специфика работы автосалона заключается в осуществлении одновременно нескольких видов деятельности. Соответственно, бухгалтерия организации должна учитывать финансово-хозяйственные операции по всем актуальным направлениям. Входной НДС, доходы и затраты учитываются по видам деятельности. Нередко в автосалоне осуществляются облагаемые и не облагаемые НДС операции.
Общие правила действуют для организации и ведения бухучета розничной продажи автомобилей. То же самое касается учета операций, связанных с реализацией бонусных программ (скидки, программа лояльности, периодические акции).
Основные особенности организации учета в автосалоне
Ключевым в организации является розничное торговое направление. Бухгалтерский учет продажи автомобилей формируется аналогично учету непродовольственных товаров. Но некоторые нюансы все же имеются, на них стоит обратить внимание. Часто затраты в учете очень сложно разделить по направлениям. В этом случае бухгалтеру рекомендовано распределять затраты по удельному весу прибыли в отношении к общей сумме дохода.
НДС к вычету отражается в бухучете в автосалоне после отображения операции оплаты товара на счету организации. Порядок применяется стандартный, специфические нюансы и рекомендации отсутствуют.
Особняком стоят услуги дооснащения автомобилей. Подавляющее большинство салонов предлагают такие опции. Если дооснащение осуществляется на предпродажном этапе, затраты на него рекомендовано включать в себестоимость движимого имущества. Модернизация постфактум оформляется отдельным договором и проводится отдельным платежом. Соответственно, такие поступления и затраты на реализацию услуги учитываются обособленно.
Скидки и бонусы в бухучете автосалона включаются в состав внереализационных расходов.
Применяемые контировки
Бухгалтерия автосалона работает обычно со счетами 90, 44, 004, 41, 69 и 70. Каждый используется для отражения определенных операций. Основной 90 счет отражает выручку, затраты по всем видам деятельности. На счету 44 отражаются отдельные расходы. Счет 41 служит для учета товара для реализации после приобретения у поставщика. 70 счет используется для отражения зарплатных расчетов. А счет 69 отражает расчеты по социальному страхованию.
Что касается непосредственно контировок, по дебету счета 44, например, проводятся зачисление соцналога и списание цен материалов для предпродажной подготовки автомобилей. По дебету счета 90 проводится списание затрат на предпродажную подготовку. Принимаются автомобили к учету по дебету счета 41.
Налогообложение автосалона
Современные автоцентры могут совмещать режимы налогообложения. Основной системой выступает ОСНО или УСН. Для применения последней установлены ограничения по обороту, количеству сотрудников, остаточной стоимости основных средств и т.п. Применение ОСНО доступно всем организациям, от небольших до сетевых.
Специфика налогообложения определяется типом актуального режима. На ОСНО автосалоны рассчитывают и уплачивают максимальное количество налогов. УСН заменяет налоги на прибыль, имущество одним совокупным.
Если компания осуществляет несколько видов деятельности, для которых применяются разные налоговые режимы, обязателен раздельный бухгалтерский учет.
Первичные документы
Все операции, согласно нормативным требованиям, должны быть подтверждены документально. Бухгалтеру автомобильного салона приходится обрабатывать большой объем первичных документов. В необходимый минимум первички входят:
-
товарные накладные (для отражения выручки от продажи автомобилей);
-
акты приема-передачи (для оприходования машин);
-
бухгалтерские справки (для фиксации исполнения договорных обязательств, аннулирования себестоимости проданных авто, начисления НДС, оприходования товара, корректировки контировок при обнаружении учетных ошибок).
Также в автосалонах используются приходные, расходные кассовые ордеры, отчетные справки кассиров. Последние отражают поступление доплат по реализованным в розницу автомобилям.
Приведенный перечень является базовым. Организация вправе дополнить его самостоятельно разработанными учетными формами.
ТОП ошибок бухгалтера автосалона
Бухгалтерский учет сложен и специфичен. И чем больше направлений деятельности, тем выше риск ошибки при ведении учета одним специалистом.
Практика показывает, что погрешности в документах автосалонов – обычное дело. И нередко имеют место бухгалтерские ошибки. Последние могут иметь серьезные финансовые последствия. О репутации и говорить нечего. Недобросовестный налогоплательщик – ненадежный партнер. Стоит ли ставить прибыльный бизнес под угрозу, экономя на бухучете?
Продолжая разговор о бухгалтерских ошибках, стоит отметить несколько типовых:
-
неверный подсчет показателей в налоговой отчетности (технические ошибки, не связанные с занижением налоговой базы и суммы налога);
-
отсутствие раздельного учета при совмещении налоговых режимов;
-
отсутствие обязательных реквизитов в первичных документах, отсутствие расшифровки подписи ответственного лица, точного наименования товара и т.п.;
-
невыделение НДС в документах по налогооблагаемым операциям.
Если допускаются ошибки, занижающие налоговую базу, сумма штрафа может составить 20–40% от недоимки. Плюс будет насчитана пеня за каждый день просрочки расчета с бюджетом.
Что делать, если обнаружили ошибку в отчетности? Оформлять и подавать уточненную декларацию, доплачивать недоимку. Это минимизирует финансовые последствия и позволит избежать крупных штрафов.
Что делать, если нагрузка на бухгалтерию растет, а ресурсов на расширение штата не хватает? Передайте функцию на аутсорсинг. Это позволит оплачивать конкретные бухгалтерские услуги (от ведения учета до сдачи отчетности), а не рабочее время специалистов и соцпакет.
Количество показов: 10708