Учетная политика формируется для целей бухучета и налогообложения любой компанией, туристическое агентство не исключение. Документ отличается рядом особенностей, обусловленных отраслевой спецификой. Документооборот турагентства можно рассмотреть в сравнении с аналогичными у туроператора. Давайте разберемся, что к чему и почему от вида и формы туристической деятельности зависит то, какой будет учетная политика.
Турагент ≠ туроператор
Начнем с матчасти. Туристической услугой или туристическим продуктом (ТП) считается комплекс видов услуг, оказываемых покупателю путешествия. В этот комплекс может входить организация транспорта, поселение, питание, экскурсионное обслуживание и т.п.
Субъекты рынка отличаются отношением к формированию туристического продукта. Тот, кто сам комплектует ТП, взаимодействуя с поставщиками услуг и предоставляя обеспечение (гарантии) покупателю, согласно ФЗ № 132 от 24.11.1996, называется туроператором. А тот, кто получает готовый набор ТП для реализации, соответственно, является турагентом. Другими словами, туроператор – это производитель продукта, а турагент – продавец (посредник). Вид деятельности определяет специфику учета. Особенности последнего отражаются в учетной политике.
Выручка туристического агентства
Турагент, в отличие от производителя туристического продукта и/или других услуг, связанных с путешествием, не формирует отпускную цену конечного предложения. Его выручкой является агентское вознаграждение (процент), которое выплачивается поставщиком. Формироваться вознаграждение может по-разному. В основе финансовых условий лежит доверенность с производителем туристического продукта.
Итак, вознаграждение может удерживаться из суммы, перечисленной покупателем за тур. В этом случае поставщику агент перечисляет стоимость продукта за вычетом своего процента. Другой вариант: все деньги от покупателей получает туроператор, а потом по акту выполненных работ перечисляет агенту вознаграждение (например, по итогам каждого месяца).
Момент учета выручки зависит от налогового режима, который применяет турагент. Это может быть:
-
утверждение акта оказания услуг поставщику (метод начисления);
-
получение комиссии от туроператора (кассовый метод);
-
получение денег от покупателя (кассовый метод, например, на упрощенке).
Способ признания выручки отражается в учетной политике. Если его планируется изменить, изменения вносятся и в локальный НПА.
Налоговый режим для турагентства
Учетная политика для целей налогообложения имеет не меньшее значение, чем для бухучета. Она не нужна не только для стандартизации учета, но и для оптимизации налоговой нагрузки. В документе отражаются нормы расходов, способ признания выручки и другие условия, необходимые для корректного расчета налоговой базы. Отсутствие учетной политики для целей налогообложения грозит штрафом (ст. 126 НК РФ).
Что касается режима налогообложения, туристическое агентство может использовать ОСНО или упрощенку. На практике продавцы туристических продуктов чаще выбирают УСН Доходы минус расходы. Это обусловлено несколькими причинами:
-
Можно работать с поставщиками на ОСНО, снимая все вопросы по НДС. Выручка туристического агента облагается налогом по умолчанию (несмотря на упрощенку). Исключение – экскурсионная деятельность (ст. 149 НК РФ), причем при соблюдении ряда условий (реализация на территории РФ, только на местные экскурсии, оформление специальных бланков строгой отчетности – экскурсионных путевок, наличие у турагентства статуса экскурсионного бюро).
Важно: с 2025 года компании и ИП на УСН являются плательщиками НДС. Туристическое агентство, которое осуществляет экскурсионную деятельность с соблюдением упомянутых условий, освобождается от уплаты налога автоматически.
-
Зарплату сотрудников можно учесть в составе расходов, уменьшив налоговую базу.
-
В затраты также можно включить аренду офиса, оплату юридических, информационных услуг, курьерских функций и других расходов, обусловленных спецификой деятельности (но в рамках перечня, предусмотренного налоговым законодательством для УСН 15 %).
Важно: при выборе доходно-расходной упрощенки перечень расходов, которые относятся к основной деятельности, необходимо закрепить в учетной политике (ст. 346.16 НК РФ).
Учетная политика турагентства в 2025 году
С 2022 года документооборот в целях бухгалтерского и налогового учета организовывается согласно ФСБУ 27/2021. Формирование учетной политики должно соответствовать ключевым принципам этого стандарта. Два локальных НПА утверждать или один общий, туристический агент решает самостоятельно. В любом случае состав налоговой части учетной политики должен соответствовать применяемой системе налогообложения (УСН или ОСНО).
Бухгалтерская учетная политика формируется для закрепления:
-
Условий, периодичности и других особенностей проведения в инвентаризации обязательств, имущества в туристическом агентстве
-
Рабочего плана счетов
-
Форм первичных документов (можно использовать унифицированные или разработать самостоятельно, в соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ № 402)
-
Графика документооборота, в котором расписываются этапы работы с бухгалтерской первичкой (оформление, согласование, утверждение, отражение в учетных регистрах и т.п.), устанавливаются предельно-допустимые сроки для каждого этапа и обозначаются ответственные лица
-
Применяемых учетных методов и порядка ведения кассовых операций
-
Других аспектов, имеющих значение для бухучета (списки потенциальных получателей подотчетных сумм, право подписи документов и т.п.)
Итак, основной аспект отражения в учетной политике турагентства – выручка, точнее, порядок ее формирования и признания. Это что касается целей бухучета. Налоговые аспекты зависят от применяемого режима налогообложения. Прописывая их, нужно учитывать перспективу работы агентства и возможное изменение налогового законодательства, в частности заявленные поправки, которые могут затронуть схему работы продавца туристического продукта.
Составление локального нормативно-правового акта лучше доверить специалисту. Это касается как учетной политики непосредственно, так и вносимых в нее изменений. Если вы давно не заглядывали в документ, самое время это сделать. Проверьте, соответствуют ли реальные способы бухучета и налогового учета положениям учетной политики. Несоответствия, выявленные в ходе проверки, могут компании дорого обойтись. И дело не только в штрафе за отсутствие локального нормативно-правового акта. Расхождения в учетной политике и фактическом учете – основание для оформления отрицательного аудиторского заключения. Несмотря на то, что турагентство обязательному аудиту не подлежит, заключение может понадобиться в ряде случаев, например, для привлечения инвестиций или продажи бизнеса. А любые проблемы с учетом негативно влияют на репутацию и цену/ценность предложения.
Количество показов: 360
Теги данной публикации: #Разбираем тему